Найти тему
Sam Winchester

Неужели телевидение разъедает твой мозг?

Ученые связали просмотр телевизора с антисоциальным поведением, снижением вербального IQ и изменением структуры мозга—но новое исследование вызывает вопросы

Мы все слышали предостережение, когда были детьми: "этот телевизор сгноит твой мозг!” Возможно, вы даже поймаете себя на том, что повторяете эту угрозу, когда увидите молодые глаза, приклеенные к трубке, вместо того чтобы исследовать реальный мир. Родительская ругань восходит к черно-белым дням "я люблю Люси", и сегодня беспокойство растет на фоне потока потокового видео на портативных устройствах. Но действительно ли молодые умы страдают от этого?

С помощью визуализации мозга можно легко увидеть влияние регулярного просмотра телевизора на нервные цепи ребенка. Исследования показывают, что просмотр телевизора в течение длительного времени изменяет анатомическое строение мозга ребенка и снижает вербальные способности. В поведенческом плане могут существовать еще более пагубные последствия: хотя причинно-следственная связь трудно доказать, более высокие показатели антисоциального поведения, ожирения и проблем с психическим здоровьем коррелируют с часами, проведенными перед съемочной площадкой.

Теперь новое исследование нажимает кнопку паузы в этом направлении мышления. Исследователи пришли к выводу, что весь комплекс исследований до сих пор упускал из виду важную смешивающую переменную-наследственность, которая может поставить под сомнение общепринятое мнение о том, что телевидение вредно для мозга. Для оценки этого утверждения потребуется дальнейшее исследование, но совокупные данные говорят о том, что нам нужно более тонкое отношение к нашим привычкам просмотра.

-2

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Чтобы понять аргументы против телевидения, мы должны вернуться к 2013 году, когда команда исследователей из Университета Тохоку в Японии, возглавляемая нейробиологом Хикару Такеучи, впервые опубликовала результаты исследования, в котором был изображен мозг 290 детей в возрасте от пяти до 18 лет. Кроме того, учитывались привычки детей смотреть телевизор в диапазоне от нуля до четырех часов в день. Такеучи и его коллеги обнаружили, что чем больше дети смотрели телевизор, тем более объемными становились гипоталамус, перегородка, сенсомоторная область и зрительная кора головного мозга. Эти области вовлечены во множество процессов, включая эмоциональные реакции, возбуждение, агрессию и видение соответственно. Кроме того, мозг показал утолщение в области лобной доли, лобополярной коре, которая, как известно, снижает способность рассуждать на основе языка. Тестирование подтвердило, что показатели вербального IQ, которые измеряют словарный запас и языковые навыки, падали пропорционально количеству часов, которые дети смотрели телевизор. Изменения в мозговой ткани происходили независимо от пола, возраста ребенка или дохода его семьи.

-3

Некоторые из этих мозговых различий могут быть доброкачественными: увеличение объема зрительной коры, вероятно, вызвано упражнением зрения во время просмотра телевизора. Но утолщение в гипоталамусе характерно для пациентов с пограничным расстройством личности, повышенной агрессивностью и расстройствами настроения. Возможно, просмотр телепередач с их высокой плотностью драмы, действия и комедии вовлекает контуры возбуждения и эмоций так, что эти области, а не контуры интеллекта, усиливаются. Это изменение может привести к психологическим и поведенческим проблемам. Предыдущие исследования показали, что за каждый дополнительный час просмотра телевизора в детстве вероятность развития симптомов депрессии возрастает на 8%, а вероятность быть осужденным за преступление-на 27%. А другие результаты показывают, что за каждые два часа наблюдения в молодости вероятность развития диабета 2-го типа увеличивается на 20 процентов.

Существует множество возможных объяснений для этих ссылок. Просмотр телевизора, как правило, является малоподвижным и одиноким, лишая детей многих преимуществ для здоровья от физической активности и социализации. Развитие словесных навыков, мышления и других интеллектуальных способностей может атрофироваться от пассивного просмотра экрана. "Опекуны детей должны учитывать эти эффекты, когда дети смотрят телевизор в течение длительного времени", - заключили Такеучи и его коллеги.

Но корреляция между просмотром телевизора и изменениями в мозге и поведении не обязательно говорит нам всю историю целиком. Трудность, с которой сталкиваются ученые, заключается в том, чтобы определить, вызывает ли просмотр телевизора изменения в мозге и поведении или же уже существующие личностные черты или другие условия лежат в основе запоя.