В Государственную Думу внесен проект закона, который устанавливает особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии COVID-19.
Обоснование
Группа депутатов Государственной Думы во главе с Александром Хинштейном предлагает принять Федеральный закон «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии новой коронавирусной инфекции».
Авторы законопроекта отмечают, что принятые в настоящее время меры поддержки в отношении физических, юридических лиц и ИП, касаются обязательств, которые возникли в период наступления пандемии COVID-19.
При этом у них существуют финансовые обязательства, которые возникли ранее, по которым вынесены судебные решения и решения налоговых органов, и по которым осуществляется принудительное исполнение (списание денежных средств, арест имущества, привлечение к административной и уголовной ответственности).
В частности, отмечается, что на принудительном исполнении находятся исполнительные производства о взыскании налогов, сборов или кредитной задолженности в отношении:
*должников - организаций и ИП, - в количестве более 2,7 млн., с суммой задолженности - более 870 млрд рублей, из них кредиты - на сумму более 630 млрд рублей;
*физических лиц, являющихся получателями пенсии и не имеющих иных источников доходов - 1,6 млн, на сумму более 340 млрд рублей, из которых кредиты более 332 млрд рублей.
В этой связи, законопроектом предлагается установить особенности принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период пандемии COVID-19.
Что предлагается новым законом?
Этим законом устанавливается право получения рассрочки на погашение задолженности. Предоставляется однократно и только на условиях поэтапного погашения задолженности ежемесячными платежами в равных долях. В этот срок включается месяц, с которого она предоставляется.
При нарушении должником графика погашения задолженности, рассрочка подлежит отмене, после чего исполнительное производство осуществляется в общем порядке.
На кого распространяется предложенный закон?
Этот закон распространяется на должников, которые соответствуют одновременно следующим критериям:
1️⃣ Юридические лица и ИП:
-включены по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов МСП в соответствии с Законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
-ведут деятельность в отраслях, которые наиболее пострадали в условиях распространения COVID-19 (перечень утвержден Правительством РФ)
2️⃣ Физические лица:
-имеют задолженность по кредитному договору (займу);
-являются получателями пенсий (по старости, инвалидности, потере кормильца);
-не имеют иных источников доходов и иного имущества;
-совокупный размер пенсии составляет не более 2-x МРОТ (24 260 рублей).
Порядок предоставления рассрочки
Закон будет применяться к исполнительным документам, которые предъявлены на принудительное исполнение до 1 октября 2020 г.
Судебный пристав - исполнитель в течение 3 рабочих дней с даты вынесения постановления о предоставлении рассрочки или окончания исполнительного производства должен направить копию указанного постановления взыскателю.
Должник подает заявление (с приложенным графиком погашения задолженности) в службу судебных приставов.
На его основании судебный пристав-исполнитель обязан предоставить рассрочку исполнения требований по исполнительным документам о взыскании задолженности по налогам, сборам, страховым взносам или кредитному договору (займу) без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Имеется оговорка, что ранее наложенные ограничения на имущество должника сохраняют свое действие.
В течение указанного периода в целях наложения запрета на отчуждение имущества должника могут осуществляться исполнительные действия, связанные с наложением запрета на осуществление регистрационных действий в отношении имущества (права на которые подлежат государственной регистрации).
Основания для рассрочки
-Сумма задолженности по исполнительным документам, для должника - юридического лица и ИП не может превышать 15 000 000 рублей.
Рассрочка предоставляется на срок указанный в заявлении, но не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 г.
-Сумма задолженности по исполнительным документам, для должников - граждан не может превышать 1 000 000 рублей.
Рассрочка предоставляется на срок указанный в заявлении, но не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июня 2022 г.
При этом микрофинансовые организации будут не вправе осуществлять деятельность по возврату просроченной задолженности в отношении указанных физических лиц.
В отношении должников - граждан, должников - ИП до 1 октября 2020 г. включительно, судебным приставом-исполнителем не применяются меры принудительного исполнения, связанные с арестом и изъятием движимого имущества, за исключением принадлежащих должнику - гражданину, должнику - ИП транспортных средств (автомобильные транспортные средства, мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы, трициклы и квадрициклы, самоходные машины).
Реализация предлагаемых мер позволит обеспечить защиту наиболее уязвимых категорий граждан и организаций и минимизировать негативные последствия распространения COVID-19.
Для нас остается один вопрос - почему до сих пор государство не признает пострадавшими вообще все предприятия и всех граждан нашей страны?
Ограничительные мероприятия длятся уже почти 2 месяца и очевидно, что пострадали все. Нынешняя ситуация же напоминает деление утопленников на сильно утопших и не совсем сильно утопших. Рассмотренные положения закона было бы правильнее распространить на всех. Но увы….