Найти тему
Serial Killer

«Последний министр»: кому на Руси? Никому!

Оглавление

Признаем сразу: проект классный, даже при всей неоднозначности фигуры Романа Волобуева как режиссёра. Отечественному телевидению мы последний раз так радовались на «Лондонграде». Но там понятно, первый сезон Идов писал, как он это умеет. Или вот недавний «Триггер» тоже нормальный вроде бы был. «Министр» до гениальности «Лондонграда» не дотягивает, ни сценарно, ни в постановке, а с «Триггером» его сравнивать некорректно. Зато он со своим собственным обаянием и про очень больные точки.

Давайте-ка, как мы это любим в рубрике «Под прицелом», разберём по пунктам, каким вышел сериал.

-2

1. Свеженьким

«Министра» можно было бы сравнить с «Домашним арестом» и «Годом культуры», но на самом деле этот проект куда как лучшее развлечение, чуть более тонкое, чуть менее выборочное. Пилот у него, как ни странно, так себе, а дальше такая прекрасная социальная повестка, что все подковёрные игры Набережной и Площади (как завещал Шнуров в одном своём клипе группы Ленинград: «никто не понимает, кто есть змеи, кто черепахи» – прим. автора) отходят на второй план.

-3

2. Увлекательным

По степени абсурдности схем всё это походит на нежно любимые клоунады «Квартета И». Только сугубо мужское разбавлено всё-таки универсальным. Особо харизматичны тут как раз женские персонажи, даже беременная секретарша Инга даст фору бравым министрам. Впрочем, местная политика всё же лишена гендера. А чего не лишена, так это остросюжетности и знакомых реалий.

-4

3. Смешным

Очень смешно, очень живо, очень грустно, совсем невменяемо – абсурд как есть. Да при том не какой-нибудь забугорный, а родной, русский, интуитивно понятный. Трогательный сериал, в общем. Последнее, что мы ждали получить от Волобуева, это как раз трогательность. И хочется думать, что это режиссёрская заслуга, а не только старания Яна Цапника, играющего главного героя Евгения Тихомирова в непередаваемой манере Ваньки-дурака.

-5

4. Заставляющим включаться и сопереживать

Героические потуги местного главного героя, помимо того, что они совершенно точно русский бунт, бессмысленный и беспощадный, а ещё бессистемный, умилительные. Русский человек ведь любит дурней и дураков. Дурак – это вообще не только архетипический образ, но и духовно близкая история, практически социальная повестка. Быть дураком – в каком-то смысле двигать страну абсурда вперёд. В случае Тихомирова, который насаждает прогресс в своём отделе и вечно оказывается в ситуации, когда ему что-то надо или всем что-то надо от него, это ещё и порыв души: напившись, он первым делом звонит подчинённым и распоряжается запустить министерскую инициативу то с котиками, то с цензурой. Дураку очень надо, потому что сердце просит – он искренне хочет помочь. Дураку не страшно, потому что у дурака своя действительность. И хотя время от времени маска дурака становится маской шута (того, который дурака только играет) и Тихомиров проницает всё с необыкновенной точностью, чаще это выпадает на великую меланхолию и сплин, на тоску по справедливости и лучшему миру, и к активным действиям, как водится, не имеет никакого отношения. Всё это пожелание лучшего мира оборачивается тем, что в сериале не особо завуалированно зовут противостоянием Площади и Набережной.

-6

5. Узнаваемым

Волобуев снимает для тех же, для кого писал свои рецензии в «Афише». Это факт. Но зато он прекрасно понимает свою публику, её нужды, чаяния и боль. На всём этом он весело спекулирует n-ое количество серий. Зато делает это с душой, не особо доброй (а порой совсем даже не остроумной) иронией и очень в контексте современности. Короче – о наболевшем. Ну а что с ним ещё делать, с наболевшим-то? Хоть посмеяться.

Больше классных мыслей и интересных разборов на нашем канале в Telegram. Продолжаем через прицел следить за тем, что действительно стоит вашего времени.