Найти в Дзене
ДМК

Оскар и традиционные христианские ценности

Оглавление

Интересной для киноакадемии и кинематографа в целом выдалась 54-я церемония вручения наград премии Оскар.

Тогда, в 1982 году, за главный приз - в номинации " Лучший фильм" - боролись: "На золотом озере" (последняя роль великого Генри Фонды), прекрасный "Атлантик-Сити" Луи Маля (моя рецензия на него), важнейший для масскульта "Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега" - все трое гарантированно не получили бы статуэтку - и два главных претендента вечера - "Красные" Уоррена Битти и "Огненные колесницы" Хью Хадсона. Про них и поговорим.

"Красные"

Фильм повествует о последних годах жизни американского журналиста Джона Рида, единственного гражданина США, похороненного у Кремлевской стены.

-2
-3

Настоящий коммунист, бесстрашный репортер, который был свидетелем Великой Октябрьской революции (о ней он напишет книгу "10 дней, которые потрясли мир"), первых шагов советской власти и Гражданской войны в России. Сидел в финских застенках, был одним из основателей Коммунистической рабочей партии США и членом Исполкома Коминтерна. Умер от эпидемии тифа у нас в 1920-м.

                                                                     Эмблема компартии США
Эмблема компартии США

Фильм - всего лишь вторая режиссерская работа знаменитого актера Уоррена Битти - оказался монументальным и стал мгновенной классикой.

-5

Эпический размах описываемых событий, множество ярких персонажей, отличные актерские работы самого Битти (в роли Рида), Дайан Китон (в роли жены Рида) и Джека Николсона (в роли знаменитого драматурга Юджина О'Нила), камера великого Витторио Стораро (соратник Бертолуччи, Копполы и с недавних пор Вуди Аллена) и, конечно же, романтизация революции.

-6

Вообще, сейчас это кажется чем-то из ряда вон. На дворе 1981 год, "разрядка" в отношениях между СССР и США закончилась с введением войск в Афганистан, во главе Америки матерый антисоветчик Рональд Рейган, прозвавший СССР "империей зла".

                                   Я был Трампом до того, как это стало мейнстримом
Я был Трампом до того, как это стало мейнстримом

Для понимания контекста эпохи: в том же десятилетии выйдут в прокат такие антисоветские фильмы как "Красный рассвет", "Топ Ган", "Рокки 4", "Рэмбо 2" и "Рэмбо 3", "Красный скорпион", "Зверь" и т.д. И это уже Перестройка и "новое мышление". А тут еще Холодная война вовсю.

-8

И тут выходит самый прокоммунистический и просоветский фильм со времен Второй Мировой и фильмов вроде "Миссии в Москву". Дорогой, размашистый, страстный.

Парадокс в том, что американец в разгар Холодной войны у себя на родине снял фильм о чужой стране и чуждой ему самому идеологии так, как у нас за последние 30 лет о своей же собственной истории никто не снял, да и в ближайшее десятилетие не снимет.

-9

Там, где у американца любовь к трудовому народу, восхищение его подвигом, осознание важности социалистической революции для мировой истории, у нас презрение к "черни", хруст французской булки, сожаление, поиск немецкого и американского финансовых следов, поиск еврейских корней Ленина и тому подобное черносотенное мракобесие.

-10

Пускай это и экранизация взглядов Рида, но ведь Битти не с фигой в кармане снимал, как наши нынешние творцы. К тому же в фильме полно вставок с интервью американских коммунистов, переживших чистки на родине.

-11
-12

В общем, любителям т.н. "большого кино", качественных исторических полотен и просто отличных фильмов рекомендую.

Во время съёмок Битти читал лекции русским актёрам, занятым в массовке, о капиталистических методах использования рабочей силы. Этот ход оказался на четвёртом месте в списке самых глупых решений в истории кинематографии, опубликованном журналом Total Film в 2004 году, поскольку актёры из массовки вышли на забастовку с требованием повышения зарплаты.

"Огненные колесницы"

Что до второго фильма, то это тоже основанная на реальных событиях история. Правда, британская. Это важно для итога.

Сюжет рассказывает о противостоянии двух британских бегунов, которые долгое время соревновались, а потом вместе отправились на Олимпиаду-1924 во Францию, где каждый получил свое. Путь к победам осложнялся тем, что один из них еврей, а второй истовый верующий и не может бежать в воскресенье. Но в итоге у обоих все будет хорошо. В общем-то, и все...

-13

Я не скажу, что фильм плохой, я скажу, что фильм никакой. Это пример академически правильного кино, которое нельзя разнести в пух и прах, как какой-нибудь фильм категории "б", но и внести в его топовый реестр, всем рекомендовать и испытывать желание пересматривать никак не получается.

Здесь, по большому счету, даже никакого конфликта и нет. Если по началу режиссер подводит к тому, что впереди зрителя ждёт напряженная схватка двух главных героев, то в финале ее нет - они тупо в разных категориях соревнуются, и каждый получает по награде.

-14

Наличие религиозных убеждений у одного и не английского происхождения у другого на результатах не сказываются никак, никто ничего не потерял, никто ничем и не рискнул. К чему все это нагнетание было, не ясно.

-15

Но еще большее удивление вызывает... победа этого фильма на 54-й церемонии вручения наград премии Оскар! Посмотрите оба описанных выше фильма, и вы поймете, что это не сопоставимые величины. Спустя почти 30 лет с выхода в прокат "Колесницы" выглядят как рядовая спортивная драма. Как говорил Роберт Дауни мл. в комедии "Впритык": "Каждые 2 года такие показывают". Единственная причина, по которой ее вообще помнят - это заглавная мелодия великого греческого композитора Вангелиса, которую вы сто раз слышали.

Напомню, что это британский фильм. Американская Киноакадемия крайне редко награждает главной статуэткой фильм, снятый не в США. Я бы еще понял, если б в тот вечер премию получил "Индиана Джонс" - это один из лучших фильмов в своем сегменте, на долгие годы вперед определивший стилистику приключенческого кино. Кстати, он тоже привязан к христианской мифологии.

-16

Я не могу стопроцентно утверждать, что виной всему политика. Но предположить имею право. Благо крен Белого дома вправо к тому располагал. Если кто-то думает, что в США между государством и Голливудом нет никакой связи, настоятельно рекомендую к прочтению хорошую книгу Алексея Юсева

-17

Фильм "Красные" Уоррена Битти оказался если не последним, то одним из последних эпохи "Нового Голливуда" - возможно, лучшей эпохи в истории американского кино. А успех "Огненных колесниц" - пример конъюнктурных соображений "академиков", которые всегда действовали согласно генеральной линии партии новым веяниям либеральной мысли.

И кто-то может возразить, что в тот вечер Битти получил награду как лучший режиссер. Да, это так, но главная награда - это "Лучший фильм". Она поэтому и вручается последней.

Таким образом, религиозные ценности, вечные скрепы реакционных режимов, победили прогресс в отдельно взятом сражении, но в итоге проиграют в войне.

Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.

Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы