Найти тему
Плотные бонвиваны

СИЯНИЕ

Оглавление

Автор-Стивен Кинг

Режиссер-Стэнли Кубрик

The Horror is driving him crazy

Сперва я смотрел экранизацию романа и искренне недоумевал, почему Кинг настолько недолюбливает картину, хотя он одобрил Темную башню и множество проектов специфического качества.Но если в экранизации Темной башни можно догадаться, что сердце у книги великое, то в Сиянии Кубрика тебе начинает казаться, что первоисточник был трудночитаемым сюрреализмом в котором автор не понял, хотел ли он сделать фарс или создать триллер.

Оговоримся-оба произведения являются великими, если в 2019 году еще создают рекламу по мотивам фильма. а в 2020 готовят выпустить настольную игру

Сюжет.

Главный герой — Джек Торренс — приехал в элегантный уединенный отель, чтобы поработать смотрителем во время мертвого сезона вместе со своей женой и сыном. Торренс здесь раньше никогда не бывал. Или это не совсем так? Ответ лежит во мраке, сотканном из преступного кошмар

Изначально мы поговорим о книге-Кинг полностью сформировал видение своего произведения в чудненьком The Stanley Hotel, где Стивен от мрачности окружения медленно спивался, пытаясь бороться с депрессией.

Реальный коридор в отеле
Реальный коридор в отеле

После инцидента с психикой и печенью автор создал одно из сильнейших произведений в своей карьере, основным злом которого был не призрак отеля, а самореализация человека, любовь к семье и проблемы главы семейства. Немалая часть времени в романе уделяется быту обычной семьи, которые могут оказаться в любой стране. И где их ожидают обычные проблемы.

  • Муж, который разрушил свою карьеру.
  • Жена, которая отдала себя сыну
  • И юное дарование.

При этом все проблемы, которые развиваются по ходу сюжета прослеживаются в самом начале романа.

  • Алкоголизм
  • Неконтролируемая ярость
  • Тяжелое детство
  • Ревность
  • Страх потерять все.

Призраки отеля всего лишь возводят эти страхи в абсолют и начинают играть с героями. При этом в книге нет девочек и лифтов с кровью. Большинство страшных сцен в произведении это обычные вещи, которых мы никогда не боимся, если не посмотрим на них под другим углом.

Джек Торренс в книге это умный мужчина, который ради сохранения семьи завязал с алкоголем и пытается наладить свою жизнь. Венди предстает перед нами обычной девушкой без психических отклонений с гипертрофированным материнским инстинктом. Но самые главные персонажи-Дэнни и Дик Хэллоран неожиданно предстали в абсолютно другом свете. Какой то негр на 5 минут экранного времени оказался приятным джентльменом, влюбляющий в себя с первой страницы и тебе становится грустно от осознания того, что он умирает в конце (вот было удивление когда он жив оказался)

А Дэнни-вне зависимости от мотивов Кубрика, в Сиянии он уничтожил одного из самых интересных персонажей. 4 летний мальчуган, столкнувшийся с вещами, которые не видят родители пытается помирить взрослых спас часть своей семьи в фильме представлен аутистом-экстрасенсом разговаривающий с пальчиком. В книге же это очень вдумчивый парень, который держит на своих хрупких плечиках груз ответственности и дара, который больше всего похож на проклятье.

При этом отель в книге является полноценным героем. Жутким героем, хитрым, сильным и очень коварным, прямые действия которого, начинаются лишь в эндшпиле романа, а для разжигания огня хватает всего лишь поддержания эмоций в Джеке и Венди.

И что самое страшное-ты веришь Джеку Торренсу, тебя не так страшит ужасный монстр, вампир или обротень, как отец, который идет на тебя с молотком. Кстати концовка у книги ужаснее чем было показано в картине.

Убегай. Быстро. И помни, как сильно я люблю тебя (The Shining': Minnesota Opera's)
Убегай. Быстро. И помни, как сильно я люблю тебя (The Shining': Minnesota Opera's)

Но самая важная упущенная часть в фильме-это отношения между отцом и сыном. И это обидно, потому что это душа книги- Только из-за любви Дэнни соглашается остаться в отеле, Джек идет на эту работу и в последний момент борется с тьмой внутри себя, чтобы попрощаться с сыном. Это классический Кинг в котором описаны обычные проблемы с появлением чертовщины, но читателю очень просто экстраполировать ситуацию на себя и понять, что если убрать шелуху фантастики то история не такая уж фантастическая. Обязательно упомянем, что все уважаемые критики пнули Кинга за то, что автор создал вторичную историю и ужастики это низкий жанр.

Что же с экранизацией?

Здесь мы опираемся на рецензии, интервью Кинга и книгу о Кубрике за авторствам Нэрмора.

Автор отказался от услуг Кинга, как от сценариста, переписал всю историю, вывел писателя из себя (Лем передает привет Тарковскому), перекроил отель и сделал из него скорее декорацию, нежели героя(хотя и есть теория связанная с запуском космонавтов на Луну)

При этом выбор актеров кажется полным провалом(Стивен Кинг пытался отговорить Кубрика приглашать на главную роль Джека Николсона и предлагал взамен взять Джона Войта или Майкла Мориарти. В качестве аргумента он приводил свое убеждение в том, что зрителю гораздо интереснее будет наблюдать за постепенным сумасшествием актера с изначально нормальным выражением лица, нежели за Николсоном, у которого с самого начала фильма несколько безумный вид). И вы не особо переживаете из за того, что Торренс сходит с ума, ведь еще в самом начале мы видим, что Джек не слишком похож на доброго преподавателя.

Дэнни похож на очень странного ребенка, нежели прототип, который нравился всем и скрывал свои способности, чтобы не пугать родителей.

Венди же....Шелли Довалл справилась с ролью, но актриса мало похожа на блондинку с отличными светлыми волосами и прекрасными формами.

Многие сюжетные ходы пропали, особенности книги были проигнорированы или изменены, что привело к обратной ситуации. Критики высоко оценили картину, в первый уикенд она отлично стартовала, но прокат оказался совсем не радужным. Зрителя не устроила такая интерпретация романа.

Но в тоже время-это картина, которая многих сподвигла на чтение Кинга. Кадры и сцены из фильма стали классикой и тиражируются до сих пор , а Джек Николсон так и не вышел из образа Джека Торренса.

И перед нами 2 совершенно разных произведения, которые могут жить независимо друг от друга, и каждое из Сияний совершило прорыв.

К тому же как показала горькая практика обычный пересказ книги ни к чему хорошему не приводит-сериал 1997 года тому живой пример. Ужасный каст, неправдоподобная игра актеров и ужасный нарратив-это позорище, нежели адекватная адаптация книги(Единственное спасение этого бреда-Стивен Уэбер который тащил эту пародию за счет своей игры).

А через 40 лет создатели оказались в той же самой ситуации, но об этом чуть позже.

Интересный факт-Сияние находится в одной вселенной с Оно. ведь Ричард Холлоран присутствует, как повар, спасший отца Майка Хэнлона. А значит эта вселенная Темной Башни.Когда нибудь он напишет об этом книгу.......

Обсуждение-если вы хотите обсудить произведение или предложить тему для статьи.

Подкаст-Если хотите послушать наши юные смешные голоса.

Instagram -коротко и красоч