По внешнему виду, особенно лицевой стороне украшения, отличить dress-clip, fur-clip, clip-pins, clipmates, duettes не так-то просто. По своему назначению все эти ювелирные кумушки - брошки. Больше определённости в различении появится, если их перевернуть. На первое место выйдет фур-клип/ fur-clip. Его "колючая" конструкция резко отличается от всех прочих. Зажим имеет два длинных острых зубца, которые прикреплены к пружине на задней части зажима. Они предназначены для прокалывания меха. Кстати, именно в верхней части петли может быть указано и имя конструктора, и номер патента, и другая важная для ювелирного украшения атрибуция. Право на оригинальность разработки зажима для меха оспаривают несколько компаний, по самой убедительной версии эта конструкция была предложена французским ювелирным домом Cartier и самим Луи-Жозефом Картье, внуком основателя компании.
Дресс-клипы в отличии от своих "зубатых" конкуренток выглядят более миролюбиво, да и использовать их можно было не только для укрощения мехового манто! С их помощью можно преобразить платье, костюм, пиджак, пальто, перчатки, сумочку или даже туфли! Такая многофункциональность была в тренде эпохи, поэтому количество дресс-клипов, производимых ювелирными домами или небольшими мастерскими в 1920-1940-е годы, впечатляло.
Сlip-pins, clipmates и duettes - украшения - трансформеры, состоящие из двух, как правило, одинаковых по форме дресс-клипов или фур-клипов, объединенных в единую конструкция металлической рамой. Одна из компаний, сделавших их невероятно популярными - нью-йоркская Coro - придумала и запатентовало в 1931 году свое название - duettes. Через 6 лет в 1937 году аналогичный патент получила и компания Trufari, дав своё определение этому украшению-трансформеру - clipmates. Однако по типу и duettes, и clipmates, практически, одинаковы, другой вопрос, что каждый вариант составной брошки имел патент, ведь каждый раз приходилось придумывать особенную конструкцию, собиравшую два определенных по дизайну элемента воедино.
Популярными фур-клипы, дресс-клипы, как и их дуэты сделали не столько крупные ювелирные дома такие как Cartie, Mauboussin или Van Cleef&Arpels, задававшие высокую планку и предлагающие уникальные драгоценные модели, сколько компании, которые запустили мелкосерийное производство из доступных материалов - серебра и латуни с инкрустацией полудрагоценными камнями, горячей эмалью и ювелирным стеклом. К таким компаниям относились Coro и Trifari, Polcini и Miriam Haskell, Hattie Carnegie и Mazer, Reinard и Eisenberg, Nettie Rosenstein и Reja etc. (Отдельная тема - изготовление украшений из бакелита, об этом я обязательно расскажу в другой статье!)
Популярность и, соответственно, производство дресс-клипов, фур-клипов и дуэтов после Второй мировой войны сошло на нет. Лишь ценители функциональной красоты отдавали предпочтения этому типу украшений. Однако современная мода, черпая вдохновение в истории, отдаёт ей должное, предъявляя в качестве актуального тренда винтаж. Сегодня на подиуме и в глянцевых журналах нет-нет да и появится экстравагантный вариант использования дресс-клипов!