Найти тему
Лекторий СПВ

В XX веке на Неве орудовали пираты. Реальные истории из Петербурга

Кадр из фильма "Пираты Карибского моря".
Кадр из фильма "Пираты Карибского моря".

«В ночь на вчера, 12 июня, вниз по Неве от Усть-Ижоры на большой лодке проезжал, направляясь в Петербург, местный дачник Карл Антонович Мейвик. За Невской заставой, в районе Рожковской дистанции, к лодке подплыли на двух шлюпках трое пиратов. Один из них с ножом в руках вскочил на лодку Мейвика, а остальные остались в своих лодках». 

Так «Петербургский листок» в номере от 13 июня 1913 года начинал рассказ о налете речных «джентльменов удачи».

Столичные газеты пестрели тогда сообщениями о бесчинствах речных разбойников. Особенно тяжко приходилось дачникам и жителям окраин. Если в городской черте можно было надеяться на помощь речной полиции, то в глухих дачных местностях спастись от налетчиков можно было разве что чудом.

Рожковская пристань, названная так по фамилии ее хозяина купца Рожкова, была одним из таких дальних мест: она находилась на левом берегу Невы, возле нынешнего Ленинградского комбината хлебопродуктов имени С. М. Кирова.

Карл Мейвик безропотно отдал пиратам кошелек, золотые часы, снял с пальца кольцо с бриллиантом: «Больше у меня ничего нет». Наглецы не поверили и решили обыскать дачника. Тот стал сопротивляться и получил удар ножом в грудь. Грабители успели снять с потерявшего сознание Мейвика одежду и сапоги, но тут, на его счастье, на реке показался буксирный пароход. Бросив раненого, пираты поспешно ретировались. Экипаж буксира спас пострадавшего и стал преследовать бандитов. Одного удалось поймать, остальные скрылись...

6 июля того же, 1913-го, года «Петербургская газета» сообщала о налете речных пиратов на буксир «Анна» в районе деревни Пески на правобережье Невы. «Войдя в каюту, грабители похитили из нее одежду, паспорта рабочих и 35 руб. денег, принадлежавших шкиперу Константину Гусеву, который намеревался оказать сопротивление, но разбойники для устрашения произвели выстрелы из револьверов, а затем спустились с судна в свою лодку и скрылись».

Подобные нападения в то время были организованным промыслом. «Петербургская газета» еще в июле 1912 года рисовала такую картину: «Есть в Петербурге, по берегам взморья, целые поселки и деревни, промышляющие пиратством». Их жители отличались редким единодушием: «От мала до велика все действуют сообща, в сбыте награбленного иногда даже участвуют дети-подростки, сроднившись с водной стихией и разбойничьими набегами». Добычу невские «корсары» делили по-братски, и предательства в их среде не отмечалось - так что искоренение этой «язвы» было делом очень трудным.

Разумеется, полиция периодически проводила обыски на берегу и облавы на воде. Бывало, что удача оказывалась на ее стороне. Так, 5 июля 1913 года «Петербургский листок» сообщал: «Вчера, 4 июля, чинам сыскной полиции удалось захватить шайку речных пиратов, в главе которых стояла чрезвычайно смелая и энергичная женщина, носившая звание атаманши». Дело было так: во время рейда между Петровским островом и островом Голодай (ныне остров Декабристов) с полицейского катера в бинокль заметили подозрительную лодку. Началась погоня, у Серного острова пиратская посудина была настигнута...

При осмотре в ней обнаружили хорошо отточенный топор, охотничий нож и другие принадлежности «рыцарей речного спорта», а также награбленное добро. В ходе следствия выяснилось, что «атаманшей» была мещанка Ольга Егорова. Однако оставшихся «за кадром» подельников бандиты назвать категорически отказались - круговая порука!

Некоторые пираты специализировались на краже лодок дачников. Как стемнеет, они цепляли свои лодки к баржам, идущим вверх по Неве, неторопливо высматривали по берегам свою добычу, а на обратном пути попросту цепляли «улов» к своим посудинам и сплавляли его вниз по течению.

Дело дошло до того, что начальник речной полиции, намеревавшийся искоренить пиратство в столице и окрестностях, обратился к городским властям с просьбой приобрести две быстроходные моторные лодки. Власти дали «добро», но даже великолепное техническое оснащение полиции не могло извести под корень хорошо налаженный промысел. И вновь раз за разом газеты возмущенно писали: «На днях опять было украдено более 10 лодок у дачников Островков, Павлова и др. Когда же этому будет положен предел?». 

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.