6,6K подписчиков

Муздиак. Змееносец

Оказывается астрологи всё предсказывают неправильно и не только потому что вся их "наука" чистой воды шарлатанство и мракобесие, они ещё не знают, что зодиакальных созвездий не 12, а 13.

Первым композитором принёсшим мне первую змею, а точнее Змея, будет Иоганн Себастьян Бах. Во втором томе "Хорошо темперированного клавира" есть Прелюдия и фуга соль мажор, получившие у музыковедов название "Соблазнение Адама и Евы Змеем". И если прелюдия призвана раскрыть образы райской жизни посредством лёгкой фактуры имитирующей струнные инструменты, то темой фуги становится образ очаровательного Змея-искусителя.

По мысли музыковеда Болеслава Яворского соблазнение передаётся в музыке фуги трелью. Самый сильный момент искушения - трели в низком регистре. Змей ползёт вверх по древу познания добра и зла, а совершив соблазн уползает вниз. Это изображается гаммообразными извивающимися движениями тридцать вторых вверх перед кодой фуги и вниз - в конце.

Многие часы проводил за изучением сочинений Баха австрийский органист и композитор Антон Брукнер. Долгое время он вообще не знал иной музыки кроме церковной. Свою первую симфонию композитор пишет, когда ему перевалило за сорок лет. Его симфонии ошеломляют своими размерами (средняя продолжительность больше часа), мощью, оркестровым динамизмом, широким использованием крайних регистров. Уже не важно кто первым назвал произведения Брукнера "симфоническими змеями", это соответствует действительности.

Сочинения композитора невозможно охватить единым взором, их надо пройти вместе с ним по бесконечным спиралям и кольцам, то вверх, то вниз. Поток музыки словно перетекает через край, не удерживается в границах привычного слушательского восприятия. Эта закольцованность очаровывает точно так же, как удав гипнотизирует свою добычу. Слушаем фантастический финал Восьмой симфонии, глубокий и продолжительный.

Чуть не становится добычей злого змея египетский принц Тамино в самом начале действия оперы Вольфганга Амадея Моцарта "Волшебная флейта". Но по ходу он и не пытался с ним сражаться, а сразу стал звать на помощь, как девчонка:

Помогите! Помогите или я погибну!
Помогите! Помогите или я погибну,
обречённый пасть жертвой коварного змея.
Милостивые боги!
Вот он подходит всё ближе,
вот он подходит всё ближе.
Ах, спасите меня, ах, спасите, спасите, защитите меня!

Три девчонки Феи откликаются на его мольбу и убивают змеюку.

Возвращаюсь к ветхозаветным источникам. В одном из эпизодов Книги Чисел рассказывается о том, как измученные долгими походами и отсутствием нормальной пищи иудеи стали возмущаться и роптать, за что тут же были наказаны Иеговой, который послал на них тысячи ядовитых змей.

После того как весь лагерь был усеян телами погибших, народ обратился за помощью к своему вождю - Моисею. Получив подробные инструкции от Иеговы, Моисей смастерил Медного Змея на высоком шесте. Это было противоядием. Теперь, всякий ужаленный, посмотрев на Змея, выздоравливал.

В 1730 году чешский композитор Ян Зеленка по мотивам этой истории написал ораторию "Медный Змей", где Иегова поёт басом, а Моисей - тенором. Всё произведение длится больше часа, потому только финальный хвалебный отрывок.

По мотивам волшебной пьесы-сказки Карло Гоцци "Женщина-змея" итальянский композитор Альфредо Казелла написал в 1932 году одноимённую оперу. По сюжету представительница волшебного мира - фея Миранда - влюбляется в мужчину из мира земного - принца Алтидора. Затем следует итальянская вариация "Царевны-лягушки", Миранда превращается в змею, вернуть прежний облик поможет лишь самоотверженный подвиг любимого.

Опера не имела большого успеха из-за вторичности музыкального материала, рыхлости сюжетных линий и откровенно слабой мелодики.
Как говорится, на большого любителя. Смотрим финал в стилистике "Турандот"
Джаккомо Пуччини.

И напоследок свежая академическая классика. 28 мая 2012 года в Зальцбурге состоялась премьера драматической сцены для сопрано и симфонического оркестра "Клеопатра и змея", написанная Родионом Константиновичем Щедриным на текст заключительной сцены трагедии Уильяма Шекспира "Антоний и Клеопатра".

Оказывается астрологи всё предсказывают неправильно и не только потому что вся их "наука" чистой воды шарлатанство и мракобесие, они ещё не знают, что зодиакальных созвездий не 12, а 13.

Сольную партию композитор писал для сопрано Анны Нетребко, но певица из-за болезни не смогла спеть премьеру. "Клеопатра и змея" - произведение камерное, но чрезвычайно эффектное и сложное, требующее от солистки не только вокального мастерства, но и актёрской харизмы. Российскую премьеру монооперы 24 декабря 2012 года на концерте посвящённому дню рождения композитора исполнила Екатерина Гончарова.

Змея, змея, змея, змея,
змея, змея,
Разбойница змея,
Змея, змея
Разрежь своими острыми зубами
Тугой житейский узел ...

Астрономически Солнце находится в созвездии Змееносец в период с 30 ноября по 17 декабря.

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря, именно под этим знаком.

Муздиак ©

  • Лев - Чайковский, Вавилов, Бетховен, Сен-Санс, Пуленк
  • Дева - Бах, Вавилов, Блэкфорд, Хиндемит
  • Водолей - Эйслер, Россини, Щедрин, Фрид, Подгайц
  • Рыбы - Малер, Берио
  • Весы - измеряю и взвешиваю классику
  • Близнецы - Ирадьер-Бизе, Монюшко-Делиб, Григ-Лалоо

Традиционная несмешная байка:

Идёт опера Джузеппе Верди "Риголетто". На сцене шут в отчаянии рвёт на себе волосы, узнав о позоре своей дочери Джильды. В партере шепчутся две дамы. Дама, не слишком образованная:
- Чего это он впал в истерику?
Дама, более образованная:
- Видите ли, раньше это считалось грехом.

Использованные источники:
Носина В.Б. Символика музыки И.С. Баха и её интерпретация в "Хорошо темперированном клавире;
Е.М. Царёва. Антон Брукнер.

Каталог публикаций канала.