В стремлении полностью поставить под свой контроль страны Латинской Америки, правительство США неоднократно прибегало к грандиозным инфраструктурным проектам. Транспортная доступность того или иного региона позволяла не только свободно обмениваться товарами, но и оказывать политический и военный контроль. Так, в конце XIX века родилась идея связать две Америки единой дорогой.
Посланник Авраама Линкольна
Впервые, с идеей протянуть железную дорогу из Северной Америки в Южную, выступил посол США в Аргентине Хинтон Роуэн Хелпер в 1866 году. Господин посол очень плохо переносил морскую болезнь, поэтому при поездке в Аргентину, мечтал об уютном вагоне, вместо каюты парохода. Будучи человеком весьма последовательным, посол Хелпер начал методично слать письма со своим предложением строительства Панамериканской железной дороги не только правительству США, но и всем потенциальным участникам проекта.
В конечном итоге, Хинтон Роуэн Хелпер в 1881 году выпустил увесистую книгу "Железная дорога трёх Америк", где изложил свою идею с приложением всей переписки с правительствами американских государств. Выход книги широко анонсировался американскими СМИ, правда не обошлось и без критики. Дело в том, что главной идеей данного мегастроительства было не только расширение экономических связей американских стран, но и активное замещение смуглого населения Центральной и Южной Америк белыми выходцами из США. Тут важно оговорится, что господин Хелпер был невероятным расистом и в период Гражданской войны активно помогал Конфедератам. Ввиду огромного влияния и политического веса Хелпера, Авраам Линкольн не решился на его уголовное преследование, а отправил с миссией в далёкую южноамериканскую страну.
На паровозе в Аргентину. Нью-Йорк - Буэнос-Айрес
Конец XIX века характеризуется обширным железнодорожным строительством, поэтому неудивительно, что на Первой Панамериканской конференции в далёком 1889 году, идея посла Хелпера о строительстве Панамериканской железной дороги была поддержана и получила дальнейшее развитие. К тому же, опыт грандиозных железнодорожных строек в Америке уже имелся, в частности, в 1869 году, в США, уже была введена в строй Первая трансконтинентальная дорога протяженностью свыше 3000 километров. В Канаде также реализовали свой железнодорожный мегапроект, завершив в 1885 году строительство Канадской тихоокеанской железной дороги длиной почти в 5000 километров.
Главной целью конференции, была разработка проекта создания американского Таможенного союза, где общая железная дорога помогла усилить интеграционные процессы стран обеих Америк. Изначально рассматривался проект Межамериканской железной дороги сообщением Нью-Йорк - Буэнос-Айрес. На Второй Панамериканской конференции, которая состоялась в Мехико в 1901 году, было предложено удлинить железнодорожный маршрут от Аляски до Огненной Земли. При этом, активным проводником проекта выступал президент США Теодор Рузвельт.
Однако, начиная с 1910 года, когда в Мексике вспыхнула революция, в результате которой пал дружественный американскому правительству режим диктатора Порфирио Диаса, к проекту строительства Панамериканской железной дороге на официальном уровне уже не возвращались. Обсуждение подобного проекта на уровне общественности стало сходить на нет уже в начале 1920-х годов и было это связано со сложностью строительных работ на всём протяжении маршрута, ведь железную дорогу пришлось бы строить в условиях пустынь, высоких гор, бурных рек и болот. А обслуживать магистраль в подобных условиях вышло бы невероятно дорого.
Панамериканское шоссе - большое надувательство!
В 1923 году стало понятно, что большая железнодорожная мечта реализована уже не будет, но унывать не стали и в 1928 году был предложен вариант протяжённого автомобильного пути, известного в истории как Панамериканское шоссе. Стоит отметить, что реализация данного проекта странам-участницам не казалось фантастической и некоторые даже изъявили желание создать участок шоссе без привлечения средств США. Наиболее горячо проект поддержали Мексика и Чили, которые действительно приступили к строительству расчищая под дорогу уже выделенные участки.
Как известно, на сегодняшний день, Панамериканское шоссе является самой протяжённой дорогой в мире длиной 48 000 километров. Берёт шоссе своё начало в Прадхо-Бей на Аляске и заканчивается в Ушуая на Огненной Земле. Путеводители свидетельствуют, что шоссе пересекает территорию 14 стран, при этом проходит через множество долин и горных вершин, где наивысшей точкой дороги является гора Сьерро-де-ла-Муэрте высотой 3451 метр. Примечательно, что в 1983 году британский путешественник Джордж Миган завершил пешую прогулку по данной магистрали продолжительностью 2425 дней. Невероятных фактов о Панамериканском шоссе много и всё бы ничего, только его... не существует.
На самом деле, Панамериканское шоссе - это совокупность крупных национальных автодорог стран Северной и Южной Америк, по которым можно свободно перемещаться из одного государства в другое. Как единое целое Панамериканское шоссе так и не было построено, более того, из-за небольшого участка шириной чуть менее 100 километров в Колумбии (Дарьенский пробел) попасть из Панамы в Колумбию и далее, возможно лишь благодаря парому. Чёткого определения, что такое "Панамериканское шоссе" не существует, а сам термин неофициален и условен. В перспективе, создание автомобильного пути через Дарьенский пробел рассматривается всерьёз, но как и в случае с созданием Межамериканской железной дороги от Мексики до Панамы, надежды у стран-участниц на инвестиции из Китая.
Рубрика "Невероятные проекты":
1. Когда построят мост через Амазонку;
2. Спасти Мёртвое море. Как наполнить водой усыхающий водоём;
3. Транссахарская магистраль: железная дорога через самую большую пустыню мира.
________________________