На днях официальный сайт КХЛ огласил интересные итоги опроса хоккеистов. Речь шла об игровой форме хоккейных клубов в минувшем сезоне. В числе лучших – питерский СКА, что вызывает некоторые сомнения. Свитера команды с берегов Невы точно не самые лучшие, и я докажу это наглядно!
Как отмечается в релизе КХЛ, победителем голосования среди хоккеистов стал финский клуб «Йокерит». И тут я, пожалуй, соглашусь. Команда из Хельсинки провела яркий сезон не только в плане игры, но и запомнилась оригинальными комплектами формы. Финны задействовали пять видов «обмундирования». Я не буду развивать тему о затратах и целесообразности (это отдельная тема), но с точки зрения дизайна и эффекта – стопроцентное попадание. «Йокерит» набрал 12,6% голосов.
А вот втору строчку занимает СКА (10,7%). Третье и четвёртое место поделили «Ак Барс» и «Сибирь», на пятой строчке итогов голосования обосновался «Салават Юлаев».
Несколько слов про питерскую команду. Ничего не имею против их концептуальной идеи подчёркивать «армейскую» составляющую в позиционировании клуба. Хотя все мы понимаем, что аббревиатура СКА уже ничего не значит в современной истории клуба и никакого отношения к армии и вооруженным силам (как в советские времена) не имеет. Но никто не запрещает и дальше нести армейское знамя – хотя это дело вкуса. И тут имеет смысл глобально «переформатироваться» на новый лад. Тем более, в Питере очень мощный ассоциативный ряд, за которым можно выстроить кардинально новую концепцию клуба.
А вот что касается игровой формы, тут самое интересное. К сожалению, авторских и дизайнерских наработок тут практически нет. Тут больше «копирайтингом» попахивает: когда берёшь за основу джерси клубов НХЛ, рисуешь своё название, добавляешь несколько креативных полосок или манжетов на рукавах и «вуаля» – свитер готов!
На картинку игровых маек СКА и «Нью-Йорк Рейнджерс» можно смотреть долго. Это напоминает старую детскую забаву: найди десять отличий! Нашли? Хорошо, эту картинку все помнят, но есть свежий пример «дизайнерского воплощения». В матче «Зимней классики» питерская команда вышла в красивых (тут не поспоришь) свитерах, но это тоже копия, на сей раз джерси «Филадельфии». Просто оранжевые полоски сделали ярко красными в контекст алой пятиконечной звезды.
А в феврале СКА провёл домашний матч в форме «милитари» – ко Дню защитника Отечества. Цвет хаки до сих пор в моде даже в повседневной одежде. Но и этот комплект едва не закончился скандалом. Обратите внимание на проект формы (презентационное фото) и непосредственно игровой вариант.
Заметили именной шеврон на каждом свитере? Плашка находилась рядом с рекламным местом Mastercard, а КХЛ всегда требовательно относится к спонсорским шевронам на свитерах. Видимо, лига простила или просто закрыла на это глаза.
Со СКА всё понятно. Теперь я приведу свой «топчик» по игровым свитерам клубов КХЛ прошлого сезона.
ПЕРВОЕ МЕСТО: «Йокерит» (Хельсинки)
Сочетание цветов, минимализм и креативность. Это действительно смотрится красиво! Кстати, дизайнеры агентства Quberten славно потрудились прошлым летом, сделав стильные заготовки не только финскому клубу, но и для череповецкой «Северстали», и для минского «Динамо».
ВТОРОЕ МЕСТО: «Динамо» (Минск)
Полная переработка логотипа и дизайна. Скрупулёзная проработка деталей и цветовых решений. Обратите внимание на краги: когда загибаешь часть пальцев – получаются рога зубра. Очень красивым смотрится сочетание чёрного и голубого цветов – отличная находка!
ТРЕТЬЕ МЕСТО: «Спартак» (Москва)
Что касается этого клуба, то я бы отметил не только саму форму, изготовленную к ретро-матчу. Кстати, у спартаковцев такие матчи в КХЛ – самые лучшие по сценарию и воплощению! И тут отдельной похвалы заслуживает предматчевый антураж: тренеры и хоккеисты приехали на игру на старых советских «Волгах». Более того, вся команда предстала в специально пошитых трикотажных костюмах. Это новшество произвело фурор!
ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО: «Трактор» (Челябинск)
В основу дизайна игровой формы на ретро-матч с московским «Спартаком» легла идея военного прошлого. Джерси игроков выполнены с элементами чёрно-белого камуфляжа, так как концепция связана со 100-летием танковой промышленности России. А Челябинск в годы войны был одним из главных производителей танков для фронта из магнитогорской брони. Манжеты на рукавах и низ свитера напоминают гусеничный след танка.
ПЯТОЕ МЕСТО: «Металлург» (Магнитогорск)
Свою металлургическую концепцию магнитогорский клуб предложил ещё в прошлом сезоне – к надвигающемуся юбилею города и дню рождения комбината. Форма разработана в соавторстве – хоккейным клубом «Металлург» и дизайнером Василием Ивановым, с которым клуб сотрудничает уже не один год. Шрифты для всей формы разрабатывались отдельно и являются эксклюзивными. А главная особенность: это не ретро-форма, а особый, специально разработанный дизайн. Но если в феврале 2019-го «Металлург» представил тёмный комплект (домашний), то минувшей зимой появилась и гостевая форма в той же стилистике. На мой взгляд, очень удачное и необычное решение. В такой форме можно проводить и дальше зимние игры в феврале – в честь дня рождения ММК.
ШЕСТОЕ МЕСТО: «Ак Барс» (Казань)
Добывать под боком нефть и не воспользоваться этой концепцией? Именно так решили в Казани прошлым летом придумать что-то новое в дизайне игровой формы любимой команды. Генеральный спонсор «Татнефть» был не против. Чёрный комплект получился строгим и в то же время стильным.
СЕДЬМОЕ МЕСТО: «Салават Юлаев» (Уфа)
На просторах башкирской земли тоже имеются нефтяные вышки. Почему бы и уфимцам не использовать чёрный цвет?
ВОСЬМОЕ МЕСТО: «Спартак» (Москва)
Изначально свой комплект хоккейных джерси в чёрных тонах сделал и московский «Спартак», но играет в ней редко. Когда-то подобные цвета были и у футболистов «Спартака». Тут главное вовремя остановиться: если каждая команда КХЛ начнёт штамповать свитера в тёмной тональности, это будет перебор.
ДЕВЯТОЕ МЕСТО: «Северсталь» (Череповец)
Заметно похорошела форма череповчан. Символ клуба – рысь – стала более брутальной и узнаваемой.
ДЕСЯТОЕ МЕСТО: «Автомобилист» (Екатеринбург)
Этот комплект команда из Екатеринбурга использовала только на предсезонных матчах прошлого лета. Очень жаль, что эта концепция не прижилась. По мне – появление лося на свитере – очень интересное решение, которое можно доработать и принять за основу альтернативной формы. Не знаю как вам, но мне эта идея кажется симпатичной!
Эта подборка составлена исключительно на мой вкус по итогам чемпионата 2019/2020. А вы согласны с ней? Форма какой команды вам понравилась больше, или у вас есть свои варианты лучших из лучших? Пишите в комментариях к этому материалу.
Алексей ДУЗЕНКО (хоккейный обозреватель)
Всем спасибо – надеюсь, вам было интересно.
Не забывайте подписываться на мой канал: Hockey Duzenko.