Найти тему
Всемирная история

Отказ от сталинской модели и его последствия

Смерть Иосифа Сталина многие люди считают концом подлинно советской эпохи, а постсталинские годы уже рассматривают как агонию Советского Союза. Не будем сейчас останавливаться на этом очень сложном вопросе подробно, но отметим, что тема борьбы с коррупцией в СССР впервые была поднята именно после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина и по времени совпала с десталинизацией, предпринятой Никитой Хрущевым. И именно в «хрущевскую оттепель» стали не только закрадываться сомнения относительно правильности выбранного страной курса в головы многих советских граждан, но и начали, причем весьма быстро, формироваться и основы советской коррупционной системы.

В 1970-е годы уже пышным цветом расцвели и цеховики, и организованная преступность, а номенклатура, особенно в союзных республиках, погрязла во взяточничестве. При этом о взяточниках уже не стеснялись говорить и писать в средствах массовой информации, предпринимали кампании по борьбе со взяточничеством, но ни суровость законов, ни декларируемое презрение партии и государства к коррупционерам не могли исправить ситуацию. Коррупция в позднем Советском Союзе развивалась очень быстро, а вместе с этим процессом разлагалась и сама советская власть.

Советский Союз прекратил свое существование не в результате крупного военного конфликта с превосходящими силами противника, не вследствие народной революции. Он был источен, изъеден собственными элитами, успевшими за три послесталинских десятилетия максимально дискредитировать саму социалистическую идею, разочаровать миллионы советских граждан в собственной стране. И последние удары по Советскому Союзу в конце 1980-х годов, кстати, наносились в том числе и под лозунгами борьбы с коррупцией.

Номенклатуру обвиняли во взяточничестве, в необоснованных привилегиях, причем эти слова звучали из уст как главных могильщиков СССР вроде Бориса Ельцина, так и из уст самых разных мелких политических деятелей и активистов. Что получилось в результате этой «борьбы с коррупцией», мы все прекрасно знаем. Как видим и последствия «борьбы с коррупцией» на Украине, в Сирии, в Ливии, Ираке и многих других странах мира.

Коррупцию можно и нужно победить, но главной целью политического движения борьба с коррупцией быть не может. Любое движение, выдвигающее такую цель на первое место – дутыш, подставная структура, которая пытается «заболтать» народ, отвлечь его от действительно важных идей и явлений, например – от выбора модели дальнейшего экономического развития страны, от обсуждения структуры политического управления. Главное, мол, чтобы коррупции не было, а то, что будут миллионы нищих, остановленные заводы, ослабнут позиции во внешней политике – так это все ерунда.