Обожаю пересматривать старые советские фильмы вместе с ребенком. Будто новый фильм смотришь! Останавливаемся, обсуждаем, в общем, после совместного чтения художественной литературы, такое времяпрепровождение для меня наилучшее. Надеюсь, для ребенка тоже, хотя до конца поймет она это еще нескоро, но я уверена, что поймет и будет вспоминать эти вместе проведенные часы с большой нежностью. И это тот случай, когда я абсолютно уверена в том, что я делаю. Я учу ее читать книги и смотреть фильмы. Читать между строк и видеть между кадров. Я учу тому, что сама умею. Учу чувствовать и интерпретировать свои чувства.
«Тот самый Мюнхаузен» значится как комедия. Но это же не комедия. Это гротеск жизни. Как выжить не-такому-как все человеку в мире людей, которым «не нужен еще один день весны»? Ему надо либо отказаться от себя, по факту уничтожить себя, самоубиться. Либо притвориться, но долго притворяться не получится. Максимум 3 года. Чтобы тупо выжить в таком мире, нужна изрядная изобретательность! Янковский-Мюнхаузен предлагает свою модель для выживания. Человек, не умеющий себя вытащить за волосы из болота, не жизнеспособен!
Мы тут же подсчитали, за сколько лет накопится один дополнительный день, если в году есть «лишних» 3 секунды. За 20 лет накопится минута, за 1200 лет накопится час, за 28800 лет накопится один день. Один день, который может стать еще одним днем весны! 32-е мая! И он никому не нужен???
Этот фильм демонстрирует модель коньюктурного общества, реального судопроизводства, чем забита голова правителя и как легко можно формировать мнение такого правителя. По сути, правитель – это говорящая голова, он просто озвучивает то, что ему насуфлирует ближайший советник. Замечательно показано, как из пальца высасываются праздники, с каким размахом их раздувают, как на них зарабатывают, как ими манипулируют. Все как у нас! Как уничтожить неудобного персонажа, как из него после создать образ героя и заработать состояние на этом. Как посмертно публиковать чужие мемуары, как создать наглядный материал в виде «культурного наследия», водить экскурсии (проводить вебинары). В общем, фильм вне времени. Ребенок легко видит все эти социальные несостыковки, на сценах из фильма легко пояснить происходящие в обычной жизни дела и делишки.
Не комедия это. Но юмор продлевает жизнь. Правда, только тому, кто смеется, а не тому, кто этот юмор демонстрирует. Так что, улыбайтесь, господа!
«На допросе принято разговаривать, разговаривайте!» Как сохранить тет-а-тет при свидетелях, мы знаем из «Штирлица». Но ведь как красиво решен и озвучен этот невербальный диалог! Как показать родство душ? Вот именно так!
Отдельно обратила внимание на некоторые художественные приемы. Первое – очки с плоскими стеклами, которые постоянно бликовали, тем самым скрывая глаза лжецов, моментально погружая зрителя в этот художественный образ. Уверена, что это сделано намеренно.
На протяжении всего фильма крой мужской сорочки вызывал диссонанс. Во-первых, по законам приличия той эпохи это была интимная часть одежды, которую никому не пришло бы в голову демонстрировать на публике. Возможно, авторы фильма хотели нам показать настоящесть главного героя, подчеркнутую наготу, неприкрытость его души. Во-вторых, крой рубахи напоминал рубаху из марлевки, что до недавних времен можно было купить на любом тряпичном развале в Юго-Восточной Азии. Крой мужских рубах того времени был другим. Не было ни пройм, ни окатов, были сшитые между собой прямоугольники и квадраты, которые по плечу, манжете и горловине защипывали на множество складочек. Рубаха в этом фильме создавала впечатление нищеты. Но главный герой – он бесконечно богат же! Духовное богатство прежде всего имеется в виду. В общем, мне эта деталь сильно мешала.
Художественный прием с бесконечной лестницей на небеса очень сильный! Это вам не компьютерные спецэффекты. Мне очень нравится эта одновременно недосказанность и сказание обо всем сразу ! У каждого этот фильм заканчивается по-своему, я могу додумать свой собственный хэппи-енд, и он явно будет отличаться от хрестоматийного. Потому что Мюнхаузен – он никогда не жертва обстоятельств. А каково бы снять продолжение этого фильма. «Тридцать лет спустя», что произошло дальше, а? Классно, правда?
Еще старые фильмы мне нравятся своей сексуальной нейтральностью. Действительно, зачем зрителю порно-подробности, тем более, что наши кинодеятели очень плохо снимают интимные сцены. Не дано. У них другая сильная сторона. Через другие художественные приемы зритель понимает, что героев связывает нечто большее. Современные хорошие сериалы с ребенком опасно смотреть, потому что там непредсказуемо может возникнуть интимная сцена с неадекватными подробностями, будто у героев было длительное воздержание, и наконец-то дорвались.
Еще уже не первый раз замечаю, что старые фильмы как-то подновили, фильтры наложили, подреставрировали, и получился какой-то новодел. Будто дешевый сериал смотришь, а не добрый художественный фильм. Ушел налет времени, который делал фильм по умолчанию живым. Это все равно что здание в стиле сталинского ампира облицевать пластиковой квадратной плиткой. Жаль.
Ощущение светлой грусти осталось после фильма у меня. Будто я осталась здесь на земле, а он ушел в небо. Теперь надо ждать второго пришествия. Библейское что-то в этом есть. А еще все время возникала мысленная отсылка к Рыцарю Печального Образа… Улыбайтесь, господа!
П.С. Абдулов в маске смотрится то как злободневно, гы-гы...