Весь март туристы задавали турагентам вопросы о судьбе своих туров на лето: состоится ли, что будет если аннулировать, какие штрафы, а почему вообще штрафы, я боюсь лететь..
Сами турагенты разделились на два лагеря. Одни с самого начала этих событий не хотели бронировать никого и никуда, потому-что нет ясности в будущем. Другие говорили, что все будет хорошо, “ну не могут же нас полностью закрыть”, бронировали туры и принимали оплаты от туристов. Тогда не было понятно кто поступает правильно.
Что важно знать при обращении в суд
Турагенты и туроператоры имеют разные функционал и зону ответственности:
Турагент это посредник, который консультирует, бронирует и оплачивает туроператору стоимость тура. Турагент работает за комиссию.
Туроператор формирует турпродукт (авиаперевозки + отель, трансфер, доп.услуги) и является исполнителем услуг. Все остальные вопросы по возврату и переносам решает туроператор.
В настоящий момент мы стали свидетелями обстоятельств, которых не было никогда в мире и в России, в связи с этим ситуация признана форс-мажорной.
- На основании закона “о туристической деятельности” заказчик предъявляет претензию напрямую туроператору, который и тур не реализовал и удерживает денежные средства. Писать претензию турагенту бессмысленно, как и подавать на него в суд, все равно будет привлечена третья сторона процесса - туроператор.
- Туроператоры буквально завалены письмами на возврат и претензиями, поэтому скорость их обработки увеличена. На данный момент никто еще не вышел из режима самоизоляции и не они могут делать возвраты физически К тому же от зарубежных партнеров, которые ушли на карантин возвратов еще не было.
- Даже Ростуризм дал официальные рекомендации договариваться, а не идти в суд, на удивление всей отрасли
- Каждый год туроператоры запускают "Раннее бронирование", чтобы получить оборотные средства. Полученные средства не остаются на их счетах, а идут дальше: оплачиваются блоки мест в авиакомпании и большие суммы идут в отели в качестве предоплат за проживание в будущем сезоне.
В связи с вышеперечисленными пунктами взять и всем все вернуть сейчас просто не получится.
А массовые обращения в суд ставят под удар работу операторов и вероятность, что после пандемии в России еще кто-то из них сможет выжить. Остается уповать на помощь государства, отрасль признана наиболее пострадавшей от пандемии. Еще бы.
Чтобы выйти из положения туроператоры просят переносить сроки тура на более поздние и предлагают даты вплоть до 31.12.2021г. Я писала об условиях переноса подробно на примере крупного туроператора Anex Tour.
Авиаперевозчики тоже идут по этому пути, 3 способа вернуть деньги у Аэрофлота я уже рассматривала и поделилась своими выводами.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, впереди много интересных статей из мира туризма!