В принципе, использование «чужих» кабин для грузовиков – вполне обычное явление. Чем разрабатывать и налаживать производство своей собственной кабины, зачастую проще купить уже готовую. Немного подправить ей внешность для визуальной идентификации – и вперед! Но сегодня мы поговорим как раз о противоположном варианте – о кабине, разработанной на ЗИЛе специально для КАМАЗа. Вернее, разработан был грузовик полностью, да не один, а целое семейство, но так как все грузовики у нас встречают по кабине, то и акцент мы сделаем на ней.
Итак, задачу разработать новый грузовик Московскому автомобильному заводу им. Лихачева поставили в 1968 году. Машина должна была быть трехосной, с приводом на две оси, иметь грузоподъемность в 8 тонн и… предназначалась другому заводу. Не вдаваясь в подробности «восторга» от такого задания, отметим, что уже концу 1968 года первый «ЗИЛоКамАЗ» увидел свет. Им стал седельный тягач ЗИЛ-170В-75. Но уже все последующие опытные образцы семейства несли обозначение КамАЗ. Да и этот первый образец тоже быстро переименовали в КамАЗ-5410.
Второй моделью в линейке стал трехосный самосвал, который сразу получил наименование «КамАЗ», хоть и без заветных букв на облицовке. Два опытных шасси КамАЗ-Э5510 (6х4) были собраны в 1969 году, а кузова на них установили только в 1970-м. Первоначально платформы двух типов изготовил Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ). Но ввиду того, что они оказались хлипковаты, к работам присоединился и МАЗ. Впоследствии самосвалы испытывались с различными вариантами кузовов.
Третьим в модельном ряду «ЗИЛоКамАЗов» стал бортовой грузовик, выпущенный также в 1969 году. Модель сразу шла в двух вариантах колесной базы и двумя вариантами бортовой платформы. Был собран один короткий КамАЗ-Э5320 (6х4) и два длинных КамАЗ-Э53202 (6х4). Причем на одном из последних красовалась надпись «ЗИЛ», хотя по всем документам это уже был КамАЗ.
С 1970 по 1975 годы велась активная работа и над полноприводными версиями «ЗИЛоКамАЗов». Как и самосвалы, они изначально получили маркировку «КамАЗ», хоть и были созданы в Москве. Опытный образец КамАЗ-Э4310 (6х6) был собран в 1970-м. Он имел кабину первого образца, и за его испытаниями пристально следили военные. Похоже, армейцы требовали от машины гораздо больше, чем гражданские испытатели, и пока опытный КамАЗ-Э4310 наматывал свой километраж, второй вариант кабины проскочил мимо него. Всего же на ЗИЛе было собрано 13 опытных образцов вездеходов.
Впрочем, созданную для КамАЗа кабину зиловцы попробовали применить и для собственных машин. Так родились длиннобазное шасси ЗИЛ-Э169Г (4х2) и седельный тягач ЗИЛ-Э169В (4х2), выпущенные в количестве 1 ед. каждый. Но они остались не у дел, так как заводу «порекомендовали» заниматься традиционными машинами – среднетоннажными грузовиками капотной компоновки.
В завершение хочется напомнить, что с момента создания зиловскими конструкторами кабины для КАМАЗа прошло 52 года. С тех пор даже на ГАЗе и МАЗе сменилось несколько поколений грузовиков, не говоря уже про импортных производителей. А вот КАМАЗы все те же – вне времени, вне моды. Мое восхищение людям, которые смогли создать такое творение…