Мы возобновляем рубрику «Босс номера», которая существовала в печатной версии журнала «Артист». И первым героем обновленной рубрики стал никто иной, как Антон Дьяченко – основатель музыкального агентства MMG, менеджер групп «СЛОТ» и LOUNA (а также еще нескольких артистов), а еще преподаватель в бизнес-школе RMA и один из создателей нашего журнала. Он рос на музыке The Beatles и Queen, до сих пор уважает творчество Юрия Михайловича Антонова, знает наизусть рок-оперу «Иисус Христос - суперзвезда» и любит слушать Modern Talking. В интервью нам Антон рассказал о том, как попал в индустрию, почему фан-сообщества нужно ценить и о том, почему он энтузиаст индустрии развлечений.
Привет! Начну с актуального сегодня вопроса: как проходит твоя самоизоляция? Изменились как-то рабочие процессы?
Конечно, самоизоляция в плане быта проходит не так, как обычно. Но в рабочих процессах практически ничего не поменялось: мы уже несколько лет все работаем без офиса и, собственно, у нас ничего нового не произошло. Мы также работаем без офиса, и вся коммуникация у нас проходит в основном в мессенджерах и в социальных сетях. Единственное, что отличается – это то, что встречи или общие собрания проходят не в кафе или барах, а в формате видеоконференций. Изменился еще и денежный аспект: концертных доходов нет вообще, хотя появились гонорарные онлайн-концерты, которые проводят некоторые артисты. На самом деле, самоизоляция для музыкантов — это хорошо, потому что у них стало больше времени, простора и впечатлений для творчества.
Как ты вообще пришел к формату работы без офиса?
На самом деле, это органичный формат для меня. Тут логичнее спросить, как я пришел к работе в офисе. В свое время у меня было три разных офиса, и все эти офисы были только для того, чтобы мне было психологически комфортно в плане самодисциплины и лучше чувствовались бизнес-процессы. В офисе у нас были не все ребята из нашей команды, а только я и Люда Леонтьева, проектный директор MMG, остальные же всегда были на удаленке. И в какой-то момент стало понятно, что я уже взрослый мальчик и могу разделять быт от работы, и в принципе, в домашних условиях мне комфортно работать. Поэтому я закрыл офис и окончательно перебрался домой. Я даже купил недавно себе стол для работы стоя.
Расскажи, а как ты вообще попал в индустрию развлечений?
Это было достаточно давно: где-то в 2003-2004 году. У меня тогда был сайт про немецкоязычные рок-группы, и мы активно поддерживали привозы различных немецких групп. Я видел, как промоутеры работают с артистами, видел ту самую изнанку процесса. И в какой-то момент подумал, почему бы и самому не сделать концерт. Решил, что сначала нужно потренироваться на отечественных артистах. Я параллельно тусовался на форуме группы «СЛОТ», где большую активность проявлял фронтмен группы КЭШ, что было не типично, потому что раньше артисты редко общались с поклонниками. Это сейчас этим уже никого не удивишь, ведь артисты активно общаются с фанами в социальных сетях.
И я решил написать КЭШу в личку и предложить помощь по сайту, а также узнать, что происходит, потому что у них тогда был период записи альбома «2 войны», и случился кризис в группе. Он мне рассказал, что у них происходит, принял помощь по сайту и соединил меня с тогдашним менеджером группы «СЛОТ». Я сделал им сайт и предложил сделать презентацию вот этого альбома.
Это произошло в мае 2006-го года. И мы с другом сделали им концерт-презентацию в клубе Икра. У нас еще на разогреве выступали Animal ДжаZ. Во время подготовки к этому концерту музыканты разругались и с вокалисткой, и с директором группы, и как-то так получилось, что без официального приглашения я автоматически стал менеджером группы. В общем, у нас произошло все по любви. И без всяких контактов в индустрии стал потихонечку работать: обзавелся атласом по географии за 9-й класс, а в нем была политическая карта России. И, значит, с этим атласом и поисковой системой Яндекс, искал клубы в городах. За два месяца построил тур в 35 городов. Мы сели в автобус и поехали все вместе.
У «СЛОТ» и LOUNA мощная фан-база. Ты и сам, судя из твоего рассказа, пришел в индустрию из фан-сообщества. Насколько важна коммуникация с фанами?
Я, в принципе, очень люблю и ценю активных фанов, и даже близко дружу с лидерами фан-движений всех наших групп. Мы друг к другу относимся не как «менеджер артиста - фанат», а как друзья. Я вообще считаю, что это очень важно дружить с лидерами фан-движений, потому что если бы не они, то львиной доли движухи вокруг артиста не было бы.
У TRACKTOR BOWLING и группы «СЛОТ» очень старое фан-коммьюнити. И в свое время один из лидеров фан-сообщества TRACKTOR BOWLING, Влад Деулин, мне рассказал, что у группы проблемы с менеджментом. А тогда мы с ними не общались, потому что, по сути, «СЛОТ» и TRACKTOR BAWLING конкуренты. И вот он мне сказал, что было бы круто, если бы я с ними поработал. Я тогда, естественно, отнесся скептически к этому возможному сотрудничеству, но через какое-то время мы познакомились с Витом и Лу: они выпускали акустический альбом «Полгода до весны» и обратились к нам на телеканал A-ONE (я тогда там работал концертным директором) за поддержкой. Так мы и познакомились, и вскоре ребята предложили мне заняться их группой. Грубо говоря, Влад с ними по-дружески пообщался на тему меня, но точно нужно спросить у Вита (бас-гитариста и автора песен группы), оказала ли рекомендация Влада какое-то влияние на их решение. Но, думаю, что это какую-то роль сыграло и можно смело говорить, что благодаря лидеру фан-движения я занялся группой TRACKTOR BOWLING, а затем и LOUNA.
Я прекрасно знаю, что ты преподаешь менеджмент артиста в бизнес-школе RMA, потому что сама там училась. Как ты пришел к этому?
Я начал заниматься преподаванием по следующей причине: RMA, как ты знаешь, практически единственное образовательное учреждение, которое специализируется на индустрии развлечений. Я активно следил за тем, что там происходит, к тому же моя соратница Люда - выпускница чуть ли не первого их потока. И я все про них знаю, периодически заходил на сайт и следил за предметами, которые у них преподаются, брал студентов на практику на свои проекты. Но никак не мог понять, почему же там нет предмета «Менеджмент артиста». По моему глубокому убеждению, это базовый предмет в изучении индустрии развлечений. Учат тикетингу, авторскому праву, организации концертов, промо, но не менеджменту артистов.
И в какой-то момент мои недоумения по этому поводу дошли до руководителя факультета «Менеджмент в музыкальном бизнесе и индустрии развлечений» Марины Иваненко, и она меня пригласила преподавать этот самый предмет в начальных модулях. И я, конечно же, согласился и занимаюсь этим абсолютно из гуманитарных побуждений. Просто хочется научить людей, которые поступили на факультет и хотят войти в индустрию и работать с артистом. Даже если они не станут затем менеджерами, все равно нужно, чтобы они понимали, как все работает в команде артиста. Сейчас мне это по кайфу: мы после лекций много общаемся со студентами, и это круто.
Очень часто от начинающих артистов можно услышать жалобы на то, что они не могут найти менеджеров. Даже на музыкальных конференциях зачастую самый популярный вопрос: как найти менеджера? По-твоему, с чем это связано?
Понятное дело, что артистов, в принципе, больше, чем менеджеров. Вот представь, на одного менеджера приходится выбор примерно из ста артистов. Хорошие менеджеры – это всегда редкость. Такое было, есть и будет. Профильного образования не было никогда: в советское время его не было в принципе, в 90-е его также не было, и только в начале 2000-х появилась бизнес-школа RMA, и какие-то новые кадры вошли в индустрию. Поэтому, откуда им тогда было взяться? Все шли по наитию, как и я. И поэтому, в том числе, их трудно найти. Я всем молодым артистам рекомендую обратить внимание на свой какой-то узкий круг, на людей, которые их поддерживают морально, и предложить кому-нибудь из них поработать на первых порах. И потом этот человек может вырасти в крутого профессионала. Как я с группой «СЛОТ», например. Я ведь был совершенным нулем, но оказалось, что это мое. У всех есть в ближайшем кругу активные ребята, которым эта сфера могла бы быть интересной. Поэтому надо пошире посмотреть и просто предложить.
Не могу не спросить про взаимоотношения «менеджер-артист». Очень часто можно наблюдать такую историю: вот вроде бы есть менеджер, но его как бы и нет, потому что артист принимает сам все решения. Менеджер в этом случае выполняет функцию «принеси-подай». Как добиться гармоничных отношений между менеджером и артистом?
Я тебе респектую за этот вопрос, потому что, например, за несколько потоков в RMA мне этот вопрос никто не задал. Это очень классный вопрос.
Я тебе скажу вот что по этому поводу: тут одно с другим очень сильно связано, и залог успеха работы артиста с менеджером, залог успеха общего дела - всегда только в совместной работе. Никогда не бывает так, что артист только пишет музыку и тексты, записывает это все, выпускает, а потом уходит в подвал жить, потому что все остальное сделает менеджер. Ок, возможно, такое тоже может быть, но это должен быть гипергениальный артист с гипергениальным творчеством. И такое крайне редко во всем мире случается. Всегда происходит только совместная работа. И залог успеха только в ней, потому что артист не может не придумывать каких-либо интересных промо-движух, участвовать в стратегическом управлении проектом.
У нас в группах LOUNA и «СЛОТ» всегда идет совместная работа с артистом. В группах несколько музыкантов, и здесь обязательно должен всегда быть один творческий лидер, которого все остальные музыканты будут принимать как лидера, и который должен работать в тесной связке с менеджером – набрасывать идеи для промо, концертного графика и участвовать в других процессах жизнедеятельности коллектива. И если бы в наших группах такого не было, то я не думаю, что мы добились бы какого-то большого успеха. Например, Вит в LOUNA уникальный человек: он в плане творчества №1 в группе, потому что пишет все тексты, является носителем «идеологии» группы, и он же «рулит» всеми остальными музыкантами. Мы с ним всегда на связи, и вместе очень много креативим и придумываем.
Мы не говорим про сольных артистов: я с ними никогда не работал, но могу сказать, что здесь сам артист должен быть творческим лидером, потому что других у него в принципе нет. И, конечно, когда артист много говорит о своих планах и генерирует предложения, менеджеру может прийти в голову мысль: «нафига я ему, если он сам все делает?». Но это неправда, потому что это непродуктивно. Потому что в этой связке должно быть два мощных, инициативных и творческих в плане бизнес-решений человека, которые вместе генерируют общий успех музыкального проекта. Если менеджеру приходят такие мысли в голову «я ничего не решаю», значит нужно сесть, сгенерировать несколько идей и потом позвонить своему артисту и рассказать о них. Чем больше идей, тем больше шансов, что артист хотя бы одну из них поддержит и предложит к реализации. Еще раз повторю: совместные идеи – это чуть ли не единственный работающий алгоритм.
Я очень часто слышала от знакомых такую фразу «Классно тебе! Тусуешься с артистами постоянно!». И это мнение распространено не только среди людей, которые не соприкасаются с индустрией, но и теми, кто хочет в нее войти. Давай развеем этот миф.
Есть такая точка зрения, и некоторые по глупости думают, что это все такая вечная вечеринка. Однако спустя несколько лет головомойки с этими артистами, тебе будет за счастье потусить с кем-нибудь другим, но только не с ними. Вечеринка для самого артиста – это прикольно и весело. Но, когда ты находишься в туре и должен контролировать этого артиста, потому что, если вы там круто потусуетесь и напьетесь, то тебе придется этого артиста нести. Никто другой этого не сделает. Если ты этого не сделаешь - ты будешь уволен. И вот, думая обо всем этом, ты уже как-то не чувствуешь этой вечеринки. Хочешь тусоваться? Становись сам музыкантом и рок-звездой, а не менеджером.
В таком случае, идеальный менеджер – он какой?
Он настойчивый и стрессоустойчивый. Конечно, у менеджера должно быть много качеств, но эти - самые главные. Стрессоустойчивость - во-первых, потому что перманентный стресс создает твой собственный артист, а во-вторых, все остальные партнеры, в том числе промоутеры, журналисты. Это постоянный стресс. А настойчивость, потому что медийным представителям и, в частности, программным директорам на молодого артиста совершенно наплевать. И без настойчивости сложно достучаться, чтобы они хотя бы послушали твой трек. Тоже самое и с промоутерами. На хороший фестиваль попасть не очень-то и легко: нужно достучаться до людей, которые принимают решение в формировании лайн-апа. Ну и, конечно, очень нужно и важно любить своего артиста и гореть его творчеством. Я вот всегда работаю с артистами, чье творчество мне самому нравится. Невозможно заставить себя работать с тем, чье творчество ты никак не принимаешь.
А какими принципами ты еще руководствуешься в работе?
Мой самый главный принцип, благодаря которому я успешно делаю то, что делаю – это желание сделать так, чтобы как можно больше людей смогли услышать творчество артиста, которое мне самому нравится, от которого я без ума, и которое мне помогает жить. Если я услышал какого-то артиста, и меня сильно торкнула его музыка, и я просто кайфую, по 50 раз подряд слушая его песню, (а у меня такое часто бывает), и видя, что у него в паблике ВК 120 человек – понимаю, что это несправедливо. Потому что мне нравится, и при этом я не какой-то супер-специальный человек, чтобы это нравилось только мне. Быть такого не может. Это значит, что потенциально эта музыка может понравиться большим массам людей. И надо что-то сделать, чтобы это произошло, потому что иначе как-то все неправильно, нечестно и неприятно. Я хочу, чтобы, если мне нравится эта музыка, то мы все вместе слушали, обсуждали творчество, и я видел бы тысячи человек на концерте, которые смотрят на артиста такими же влюбленными глазами, как и я. Я в такие моменты какой-то ментальный оргазм получаю. Это правда. Это мой главный принцип с самого начала.
И вот еще: недавно мой товарищ написал один интересный пост, и я вынес оттуда интересное слово – энтузиаст. Энтузиаст своего дела. Я раньше не думал об этом, но сейчас могу точно сказать, что я - энтузиаст индустрии развлечений.
Ольга Жукевич