Найти тему

Работает вслепую: Трамп выходит из Договора по открытому небу

Выход США из очередного соглашения по контролю над вооружениями— это удар по ее союзникам

21 мая 2020 года

Самолеты-разведчики как правило должны незаметно прошмыгнуть в воздушном пространстве страны и при этом рискуют быть сбитыми. Согласно же договору по открытому небу, если они уведомят о своих намерениях за три дня, то будут иметь право войти в воздушное пространство неторопливо, так сказать, ‘прогулочным шагом’ — а на земле пилоты смогут насладиться чашечкой кофе и горячим обедом. Договор был согласован в 1992 году 34 странами, каждая из которых может совершать невооруженные разведывательные полеты над любой частью другой страны. На сегодняшний день было совершено более 1500 рейсов. Но 21 мая Майк Помпео, государственный секретарь США, заявил, что Соединенные Штаты выйдут из соглашения, уведомив страны за необходимые шесть месяцев, как того требует процедура. Джон Болтон, занимавший должность советника президента США по национальной безопасности до сентября прошлого года, приветствовал эту новость и назвал ее “еще одним великим моментом в истории контроля над вооружениями”. Другие же сочли это бедствием, которое делает мир еще более опасным.

Сам договор является замечательным примером того, что сторонники контроля вооружений называют “совместным мониторингом”, то есть средством проверки того, соблюдают ли соперники различные соглашения: от ядерных договоров до правил, регулирующих военные учения. Каждая страна имеет право выполнять согласованное количество рейсов после того, как уведомит за 72 часа о своём намерении, а потом за 24 часа — о точном маршруте полета. Как сообщает The New York Times, Россия часто кружилась над Белым домом и в 2017 году раздражала Дональда Трампа, пролетая над его полем для гольфа в Нью-Джерси. Никакие причудливые шпионские штуковины не допускаются. Самолеты могут быть оборудованы только камерами с разрешением в 30 см, большинство из которых используют черно-белую мокрую пленку. Полученные фотографии должны быть переданы любой стране подписанту в случае ее обращения. Персонал со стороны принимающего государства, иногда в количестве шести человек или больше, также может присутствовать на борту самолета, гарантируя, что все будет ‘окей’.

США эффективно использовала этот договор и совершила 201 полёт за период с 2002 года, причем подавляющее большинство из них были над Россией или союзным государством Беларусь. Но ястребы в администрации Трампа жалуются, что Россия отклонялась от инструкций. Объявляя об уходе США, Помпео в своём заявлении выдвинул два основных обвинения. Первое состояло в том, что Россия “незаконно отказывает в наблюдательных полетах в открытом небе или ограничивает их, когда пожелает”. Он указал на введённые Россией ограничения вблизи российско-грузинской границы, над Калининградом — российским эксклавом между Польшей и Литвой — и над территорией проведения военных учений в прошлом году.

Второй его жалобой было то, что Россия использует полеты для сбора тактических военных разведданных. "Москва, похоже, использует снимки открытого неба как обоснование для своей новой захватнической доктрины, подразумевающей планирование атаки на критические объекты инфраструктуры в Соединенных Штатах и Европе с помощью высокоточных обычных боеприпасов", — заявил он. Помпео также допустил, что США могут “пересмотреть решение о выходе, если Россия вернется к полному соблюдению договора”.

Европейские чиновники, которые умоляли администрацию остаться в договоре, пришли в ужас. Они признают, что Россия не полностью выполняет соглашение, но настаивают на том, что все эти вопросы можно было бы решить со временем и при должных усилиях. Например, в начале этого года Россия разрешила возобновить полеты над Калининградом. Бывшие американские чиновники также отвергают мнение о том, что полеты увеличивают число выбранных Россией целей для удара. "Те данные, что Россия тут по крупицам собирает ... — это только не лишенное пользы дополнение к другим российским средствам сбора разведданных",— отметил Терри Бенедикт, вице-адмирал США в отставке, на слушаниях в конгрессе в 2017 году.

Гораздо важнее то, что США потеряют из-за выхода из пакта. Осталось совсем немного возможностей, когда американские и русские летчики смогли бы поточить лясы, пролетая над Скалистыми горами или Сибирью. Полеты — это "нормализующая, совместная рутинная деятельность, которая укрепляет доверие", считает заместитель директора неправительственной программы Open Nuclear Network Мелисса Хэнэм. Что еще более важно, согласно мнению Джеймса Эктона из аналитического центра Фонда Карнеги, выход США — это "победа России, у которой есть ряд разведывательных спутников”, и “ *провал* [в оригинале используется более негативное слово для определения оплошности— прим.авт.] для европейских союзников, многие из которых таких спутников не имеют”.

Конечно, союзники могли бы попросить у США снимки со спутников. Но эти фотографии, в отличие от фотографий, полученных из открытого неба, как правило, строго засекречены и по этой причине не могут быть переданы так же свободно. Генерал Джеймс Мэттис, первый из трёх министров обороны в ходе президентства Трампа, однажды отметил, что снимки открытого неба были “ключевым наглядным пособием” во время вторжения России в Украину в 2014 году. Хотя некоторые пробелы могут быть восполнены снимками с коммерческих спутников, которых не существовало во времена подписания договора 28 лет назад, самолеты могут обнаружить вещи, скрытые от обычных спутниковых датчиков. Самолеты в открытом небе могут быть оборудованы, например, тепловизионными камерами, которые могут обнаруживать такие вещи, как, скажем, полностью ли самолет заправлен топливом или его бак пуст.

Сейчас остро стоит вопрос, сможет ли договор пережить потерю США из своих рядов. С одной стороны, Россия больше не сможет летать над США, оставаясь при этом объектом облета со стороны любого из многочисленных американских друзей в Европе. С другой стороны, полагает Альберто Мути из неправительственной организации VERTIC, содействующей проверке международных соглашений, Россия все еще сохраняет возможность контролировать всю Европу, и на начальном этапе у нее будет больше квот на полеты, чтобы осуществить этот контроль (это должно быть подвергнуто пересмотру всеми сторонами). Более того, из-за того, что многие европейские государства не имеют собственных специализированных самолетов, а также едут на шее у американской миссии, НАТО в целом теряет потенциал для проведения полетов. Россия, скорее всего, останется в договоре, по крайней мере, в обозримом будущем.

Крах режима открытого неба станет еще одним ударом по архитектуре глобального контроля над вооружениями, которая и так уже переживает бурные времена. В 2018 году Трамп покинул многостороннюю ядерную сделку с Ираном. В прошлом году он отказался от ракетного пакта времен холодной войны, который Россия, вроде как, нарушила. В следующем году он может отказаться от последнего оставшегося ограничения на американские и российские арсеналы — нового договора СНВ [имеется в виду договор СНВ-3, подписанный в 2010 году на 10 лет с правом продления — прим.авт.]. По мере того как рушатся эти соглашения, рушатся и их запутанные положения об осуществлении контроля, например, инспекций, обмена данными и, в случае с открытым небом, пролетов. Это лишает каждую страну возможности четко и открыто видеть, что делают другие, а значит толкает их к тому, чтобы стать более подозрительными и предполагать худшее. 21 мая спецпредставитель американского президента по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли намекнул на готовность Трампа начать гонку вооружений: "Мы знаем, как заставить противника самозабвенно тратить деньги на вооружение. Если нам придется, то мы так и сделаем, но мы, конечно, хотели бы избежать этого.”

Источник: https://www.economist.com/united-states/2020/05/21/donald-trump-abandons-the-open-skies-treaty

Спасибо за то, что дочитали до конца! Если Вам интересно прочитать перевод какой-либо статьи на турецком, французском или английском языках, присылайте ссылки!