Наличие эстетических установок порождает на уровне сознания готовность к эстетическому восприятию, оценке, формирует эстетический компонент познания. Эстетический компонент проявляется во всех сферах жизнедеятельности, выражает сущность человека, степень его «очеловеченности».
Эстетический компонент познавательной деятельности играет важную роль в оценке окружающей действительности, превращает эстетические переживания в ценность саму по себе и играет такую же роль в оценке окружающей действительности, как и эмоции. Именно совершенство чего-то, гармония, целесообразность, порядок, нужность воплощаются в красоте, в эмоциональном переживании красоты.
Большую роль играют эстетические переживания в самоутверждении человека, в его самоусовершенствовании, способствуют осознанию своей самоценности. Эстетические восприятия, переживания выступают в роли оценки, сравнения степени совершенства, в том числе и своего, то есть самоценности (ценность не для себя, не для других, а именно ценности самой по себе, без оценки).
Самоценность – внутреннее богатство человека, его развитость и совершенство, ощущение внутреннего ценностного веса, значения (не должность, не статус, а ценность сама по себе), наличествующая, потенциальная полезность сама по себе еще без его реализации, его возможности и способности в силу присутствия особых качеств.
Вопрос самоценности как феномена еще не раскрыт до конца, тем более ее роль в психотерапевтическом процессе. А. Чехов писал: «Дайте человеку сознание того, что он есть, и он скоро научится тому, чем он должен стать».
Эстетический компонент присутствует в потребностях и необходимых атрибутах существования, познания и самоутверждения. Важно исследовать, как эстетическая сфера жизнедеятельности развивалась у данного человека, под влиянием каких факторов формировалась, чем актуализировалась или, наоборот, примитивизировалась, тот чувственно-эстетический опыт, который получил человек в своей жизни. Были ли этапы эстетической перенасыщенности, пресыщенности. Именно исследовать систему эстетических ценностей, ориентаций человека, которые были усвоены человеком, включены в его «Я» и через которые он реализует свою сущность. Как освоен эмоционально-чувственный опыт красоты, прекрасного, гармония? Как и в какой степени было сформировано понятие о прекрасном, совершенном, гармоничном, благородном, изящном? Чувство красоты, прекрасного активирует, делает богаче и глубже дальнейшее развитие человека, так как красота выступает в роли системообразователя наилучшего, ценнейшего для человека. Делает в целом жизнь человека богаче, разностороннее, заставляет испытывать чувства радости, восхищения, сострадания, печали, возмущения и т. д. в его повседневной жизни, а не чувство серости, посредственности, скуки, бесцельности. Дает возможность строить свои отношения к действительности, учитывая законы прекрасного, гармоничного, упорядоченного.
Сформированные эстетические чувства пронизывают все сферы жизни, заставляют человека всюду вносить в свою деятельность гармонию, определенный порядок, понимать и стремиться к красоте человеческих отношений. Они дают особый эстетический настрой на восприятие действительности и таким способом генерируют особый эмоциональный заряд. Формируется эстетический вкус как способность суждения о явлениях действительности под углом зрения прекрасного. Хотя Гегель и считал, что красота – низшее проявление истины, но она не менее значима самой истины даже самого высокого проявления.
Еще раз подчеркиваем важность нацеливания больных на осознание эстетического богатства окружающего нас мира, именно эстетического его освоения. Иногда у человека бывает повышенный порог восприятия прекрасного, он видит только особо прекрасное, в прекрасном замечает только какую-то особенность, а окружающая действительность – посредственность, или, наоборот, другой тип людей почти во всем видит прекрасное и даже в безобразном – утонченность, особую деликатность.
Действительно, в чем человек видит прекрасное, прелестное, чудесное, возвышенное, комическое, трагическое, безобразное, низменное, ужасное? Особенности восприятия гармонии и дисгармонии в жизни, что для человека – гармония, а что – дисгармония. Фактор одухотворенности человека, то есть более высокий уровень ассоциаций, представлений, чем в предмете просто представлены. Фактор прелестного – чувственно-привлекательного, чувственно-красивого, одновременное наслаждение и радость жизни, то есть одухотворенность явления или предмета. Важен анализ эстетического компонента природы, культуры (то есть созданного человеком, не существующего в природе самого по себе), как специально существующего, так и уже перешедшего в повседневность. Искусство как часть культуры – по сути дела это внушение определенного строя мыслей и чувств. Следует акцентировать внимание на том, что эстетический процесс восприятия действительности двусторонний: с одной стороны, свойства явлений жизни, предметов, природы; с другой – свойства, навыки, умения, готовность человека воспринимать их. Поэтому наряду с прививанием навыков эстетического восприятия важно настраивать человека воздействовать на окружающий мир с целью включения в свою жизнедеятельность больше эстетического переживания, строить свое поведения, поступки, тип функционирования в микросреде с учетом желаемых эстетических нюансов. Что красивые предметы, явления предполагают? Конечно, существует единство формы и содержания, структуры и функции. Красота предполагает совершенство, а потребность в совершенстве в свою очередь подразумевает наиболее полное, наилучшее удовлетворение потребностей. Важно помнить, что в форме и содержании бывают артефакты, можно сказать «принцип мухомора». Важно подчеркнуть, что в эстетическом чувстве выражается совершенство, то есть то, что мы ожидаем в данном случае, что оно соответствует тому, в чем нуждается. Недаром говорят, что красота это воплощение любви.
Учитывая все это, можно сказать, что опыт эстетического восприятия способствует более глубокому осознанию явлений и предметов, углублению и расширению уровня и характера знания о них, их потенциальных возможностей, улучшает способность к ассоциативному видению мира. Попытаться рассмотреть прекрасное как благородное, то есть, как влекущее нас своей внутренней силой и пленяющее своим достоинством.
Любая из сфер жизнедеятельности, в том числе и эстетическая, может испытывать состояние пресыщенности, если не соблюдаются меры предохранения от истощаемости, отсутствия фазы отдыха.
В функционировании эстетической сферы важно соблюдать гармонию, соразмерность в отношениях с другими сферами, гармонию между интеллектуальной, волевой, эмоциональной и эстетической сферами.
Большое значение имеет формирование и таких антиэстетических понятий, как безобразие, жестокость, непристойность, низменность, омерзительность, отвратительность, пошлость, абсурдность. Разобрать, что это такое и в каких ситуациях проявляется в общечеловеческом смысле, формировать желание избегать этого, вести более избирательную линию жизни.
Совместный с больным анализ функционирования его эстетической сферы вскрывает возможный потенциал, показывает больным упущенные возможности, обогащение своей душевной жизни, создает ситуацию для налаживания, формирования более полноценного, «обогащенного» образа жизни человека.
Знакомое, близкое, родное вызывает определенные эстетические переживания. Именно поэтому важно стремиться делать многие атрибуты жизни (с определенным подходом к ним) знакомыми, близкими, родными и чтобы такой подход, восприятие родного им, их внутреннему миру вызывал определенный резонанс переживаний положительного характера.