Здесь будет интересно, если вы любите:
- изучать культуру других стран
- погружаться в атмосферу исторических событий
- наблюдать природу во всех ее проявлениях
Этот пост вряд ли окажется веселым, но для меня важны разные эмоции и места, которые оставляют след в моем сознании. К ужасам я тоже неравнодушна.
Итак, на территории вьетнамского парка Can Gio Mangrove Biosphere мы успели спастись от полчищ обезьян на маленькой ферме крокодилов, погулять по берегу Индийского океана, выпить сок из тростника, но оказалось, что здесь есть ещё один бонус. Настоящее с прошлым соединяет моторка.
Через проливы среди мангровых болот нас довезли до музея, созданного для сохранения памяти о солдатах армии Вьетконга. Они скрывались здесь так долго, что местечко получило название "Forest of Assassins" ("лес убийц") — так американцы интерпретировали вьетнамское название Rung Sat ("ближайший лес"). И не случайно.
Наверное, многие слышали, что появление партизан среди джунглей приводило американскую армию в ужас: солдаты лесов походили на привидения — их не было слышно и видно, с ними тихо подкрадывалась смерть. В музее легко можно представить, насколько незаметным был камуфляж: одежда абсолютно сливается с пространством.
Однако пребывание среди соленых мангровых болот, конечно, не проходило бесследно. Сражение с американской армией являлось только частью непрекращающейся борьбы за жизнь.
Еще более страшным врагом для партизан стала природа: солдаты умирали от болезней, которые в джунглях на каждом шагу; укусы москитов часто приносили с собой смерть, а спастись от крокодилов на узких каноэ оказывалось практически невозможно. Не будем забывать, что змеи тоже любят местный климат и мангровые корни.
Тем не менее, вьетнамцы лечили своих в госпиталях-шалашах, готовили еду, натягивали плёнку между деревьями, чтобы собирать воду, а также мастерили ловушки под корнями леса, где можно было прятаться, если прилив уходил. А еще умудрялись мастерить подводные мины.
Эта деревня была в итоге выжжена напалмом — американцы не смогли по-другому достать партизан. Как результат, уничтожен мангровый лес и все крокодилы, а также огромная часть экосистемы Сайгона. Сейчас крокодилы есть только на маленькой ферме, и их специально не выпускают гулять по каналам. Как я поняла, много видов животных погибло, и восстановить вряд ли получится. Но теперь заповедник хотя бы под защитой.
P.S. Как бы грустно всё это ни звучало, думаю, база Rung Sat — один из лучших музеев, которые мне удавалось посетить за всю жизнь (а я люблю музеи, особенно краеведческие). Именно потому, что место, где пришлось находиться этим людям, воссоздано, как мне кажется, с трепетом и любовью к деталям. Мы предположили: если остаться там на ночь, то услышим крики обезумевших американцев, всплеск воды от проплывающего крокодила и лихорадочное дыхание спящего солдата в госпитале. В общем, если вы любите историю или острые ощущения, сюда точно стоит съездить.
Как добраться:
оптимальный вариант — взять тур из Хошимина на Monkey island, вас довезут туда и обратно, накормят по дороге и отобьют от обезьян в случае чего. Ехать на автобусе около полутора часов, и прогулка занимает весь день.