Были времена , когда римским женщинам запрещалось употреблять вино под угрозой порки и даже смерти. Напитком женщины мог быть только пассум, отваром изюма.
Старший Катон, называемый Цензором говорил прямо: «Если ты видишь, как твоя жена пьет вино, убей ее!» С древних времен вино было отождествлено с кровью. Вино, как говорили, было кровью лозы. Женщина была виновна в прелюбодеянии, когда пила вино. Вино было рядом с молоком, кровью и водой, волшебной божественной жидкостью. Следуя рассуждениям римлян, пьянство (которое могла совершить женщина) было выражением одержимости, тогда как одержимость отождествлялась с изнасилованием, а изнасилованная женщина никогда не могла быть добродетельной и целомудренной.
Строгость нравов ослабла только во времен Империи. Тогда же, по образцу культов греческого Диониса, в Риме начали распространяться вакхические культы.
У римского патрициата, как и у греческой знати, были свои застолья. Праздник commissatio (такой же, как греческий симпозиум) обычно начинался с ужина вечером около восьми часов (современные 16:00, примерно) и заканчивался не позднее полуночи. Самые упорные пирующие использовали перья, чтобы заставить себя изрыгнуть, чтобы они могли продолжать есть и пить. Икота за столом была приличной и вежливой.
А вот римское сельское население не пило вино, потому что оно было дорогое; жажду утоляли водой. Пиво римляне знали, но не любили.
В многонациональной римской армии винный уксус использовался чаще, чем вино, добавляясь в воду и не давая ей протухать во время маршей.
В первые годы республики вино было не самым важным для Рима. Только после победы над этрусками, самнитами (сегодняшняя область к юго-востоку от Лацио и Кампании), греками и разрушением Карфагена римляне начали вкладывать средства в виноградники. Именно разрушенный Карфаген (146 г. до н.э.) позволил римлянам быстро освоить виноградарство и виноделие, потому что там были созданы самые ранние работы по вину и сельскому хозяйству. Римский Сенат распорядился перевести их на латынь. По иронии судьбы, именно Катон, который больше всего настаивал на разрушении Карфагена, был первым, кто использовал эту работу, и сам написал первую римский труд по сельскому хозяйству, в которой он широко раскрыл виноделие. В течение первых двух веков вино также экспортировалось в провинции, главным образом в Галлию.
Ситуация изменилась в первом веке, когда спрос на вино стал настолько велик, что продавать его на внутреннем рынке было выгоднее, чем экспортировать. Это было вызвано извержением Везувия, которое уничтожило многие из лучших виноградников Италии. Виноградом даже занимались поля на которых ранее культивировали зерновые. Однако вина все равно не хватало. Был необходим импорт из Иберии (Испания) и Галлии. Как пишет Плиний, в это время Иберия стала крупнейшим экспортером вина в Рим. Также начался экспорт вин из галльской Нарбоны.
Как раз таки в Галлии, вероятно, тогда был посажен сорт "битурика", прародитель современных сортов каберне.