Найти тему
Сериаломан

Обзор фильма Данилы Козловского "Чернобль"

Оглавление

Пятнадцатого апреля в кинотеатрах выходит фильм-катастрофа «Чернобыль» Данилы Козловского, который не только стал режиссёром картины, но и сыграл главную роль – вымышленного пожарного Алексея, ликвидатора на Чернобыльской АЭС.

Сюжет

Фильм начинается со знакомства с героями: начальником по пожарной безопасности на Чернобыльской АЭС Алексеем Карпушиным (Козловский) и его давней возлюбленной, парикмахером Олей (Оксана Акиньшина). За десять лет до событий «Чернобыля» у Лёши и Оли завязался роман, но вскоре пара рассталась. Фильм непрозрачно намекает, что виноват в этом именно Карпушин. «У тебя своя жизнь, у нас – своя», — говорит ему Оля, когда Карпушин пытается снова ухаживать за ней в настоящем.

Пытаясь построить отношения заново, герой Козловского идет ва-банк: он получает перевод в Киев и зовет с собой Олю и их сына. Впрочем, даже если бы Оля согласилась, уехать им бы не удалось. Карпушина торжественно провожают из части в Припяти, но в ту же ночь на АЭС случается авария. Во время спасательной операции выясняется, что добровольцам придется фактически совершить самоубийство: зайти в помещение, где стоит горящий реактор, и выпустить воду из резервуаров – чтобы избежать ещё одного взрыва.

Сначала Карпушин наотрез отказывается идти с другими добровольцами, и даже пытается уехать из города вместе с Олей, сыном и другими эвакуируемыми. В дороге мальчику становится плохо: он успел получить дозу радиации от взрыва. В итоге Карпушин поворачивает назад, соблазнившись обещанными за подвиг наградами – квартирой в Москве и возможностью выбить для сына лечение в Швейцарии. Леша соглашается пойти с первой группой и помочь ей добраться до нужной точки.

Итог

Чего о «Чернобыле» точно не скажешь – так это того, что фильм снят плохо. Потрясающая операторская работа Ксении Середы, съемки на реальной атомной электростанции и игра актеров, особенно Филиппа Авдеева, – все это вытягивает фильм на уровень среднего голливудского блокбастера.

Удивительно, но Мэйзину и HBO удалось прочувствовать и выразить эту трагедию лучшее, масштабнее. Ужас в их «Чернобыле» складывался из судеб очень разных людей, и формат сериала позволял рассмотреть катастрофу со всех сторон. Данила Козловский в сравнении с этим взял маленький, даже крошечный угол обзора. Его «Чернобыль» идет по схеме «Титаника» (или «Спитака» 2018 года), показывая очень личную историю на фоне крупной трагедии. Но страдает от этого и любовная линия, и отображение самой катастрофы, и общее впечатление от фильма.

Даже в «Титанике» Джек развивается из легкомысленного юноши в героя, который в какой-то момент помогает спасать людей с тонущего корабля. Алексей Карпушин, по сути, выполняет все свои обязанности, но в конце «Чернобыля» остается таким же упрямым, корыстным и эгоистичным человеком, неспособным принять отказ любимой женщины. Поэтому посвящение ликвидаторам в конце кажется странным и неловким – и это чувство не смягчает даже саундтрек от Аллы Пугачевой.

Подпишись и поставь класс.