Найти в Дзене

Самые худшие «Звёздные войны»: Почему «Скайуокер. Восход» рискует похоронить франшизу

Многие фанаты с оптимизмом встретили известие о том, что корпорация Disney выкупила у создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса его компанию Lucasfilm вместе со всеми правами на франшизу и тут же запустила в производство продолжение. Однако каждый следующий фильм диснеевской трилогии вызывал в поклонниках франшизы все более противоречивые чувства. «Пробуждение Силы» разочаровывало вторичностью и ставку на ностальгию, «Последние джедаи» разделили фанатов на два ненавидящих друг друга лагеря смелыми и неоднозначными решениями Райана Джонсона, и теперь перед режиссёром девятого эпизода Джей Джеем Абрамсом стояла крайне сложная задача: помирить два противоборствующих лагеря и логично закончить всю трилогию. Джей Джею и правда удалось объединить фанатов: девятый эпизод и сторонники, и критики «Последних джедаев» ненавидят одинаково яростно. И вот почему... Нет чёткого плана Когда Джордж Лукас только приступал к съемкам оригинальных «Звёздных войн», он мало верил в успех картины и не особ
Оглавление
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Многие фанаты с оптимизмом встретили известие о том, что корпорация Disney выкупила у создателя «Звёздных войн» Джорджа Лукаса его компанию Lucasfilm вместе со всеми правами на франшизу и тут же запустила в производство продолжение. Однако каждый следующий фильм диснеевской трилогии вызывал в поклонниках франшизы все более противоречивые чувства. «Пробуждение Силы» разочаровывало вторичностью и ставку на ностальгию, «Последние джедаи» разделили фанатов на два ненавидящих друг друга лагеря смелыми и неоднозначными решениями Райана Джонсона, и теперь перед режиссёром девятого эпизода Джей Джеем Абрамсом стояла крайне сложная задача: помирить два противоборствующих лагеря и логично закончить всю трилогию.

Джей Джею и правда удалось объединить фанатов: девятый эпизод и сторонники, и критики «Последних джедаев» ненавидят одинаково яростно. И вот почему...

Нет чёткого плана

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Когда Джордж Лукас только приступал к съемкам оригинальных «Звёздных войн», он мало верил в успех картины и не особо волновался об её продолжении. Поэтому, когда это самое продолжение уже нужно было снимать, Лукас столкнулся с рядом сложностей, которые спутали его первоначальные планы и привели к ряду неловкостей. Например, как Лукас мог позволить Лее целоваться с Люком, если он заранее знал, что они брат и сестра? Всё очень просто, на тот момент он и не знал.

Когда Джордж приступил к съёмкам приквелов, у него уже было более чёткое представление того, какую историю он хочет рассказать. И хотя Лукас всё равно увлёкся и 80 процентов от изначально запланированного сюжета пришлось утрамбовывать в третий эпизод, это была довольно цельная и органичная история.

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Авторы диснеевской трилогии, похоже, мало того, что понятия не имели, в каком направлении двигать сюжет, так они ещё и испытывали откровенную неприязнь к тому, что напридумывали их предшественники, и поэтому пытались по возможности избавиться от полученного в наследство хозяйства: каждый новый фильм трилогии игнорировал отдельные сюжетные ходы предшественника и стремился двигать серию в прямо противоположном направлении.

По идее, именно для подобных ситуаций в Lucasfilm существует президент компании Кэтлин Кеннеди, но пока что все её действия скорее распаляют хаос, а не успокаивают его. Просто один пример: на сегодняшний день количество режиссёров, нанятых для съёмок новых «Звёздных войн» и уволенных или отстраненных в процессе работы превышает количество постановщиков, которые довели проект до ума. По сути, таких людей всего двое — это режиссёр «Пробуждения Силы» Джей Джей Абрамс и режиссёр «Последних джедаев» Райан Джонсон. Неудивительно, что когда Кеннеди уволила оригинального постановщика девятого эпизода Колина Треворроу, слухи тут же начали сватать на освободившееся место одного из них. Победил Абрамс, и это крайне плохой вариант, потому что...

Джей Джей Абрамс - отвратительный рассказчик

-4

Несмотря на внушительное портфолио, впечатляющую репутацию и огромный опыт работы, Джей Джей Абрамс так и не научился вменяемо рассказывать истории. Его воображения хватает, чтобы перевернуть вверх тормашками всем известные факты, нагнать туману, да раскидать повсюду "ящики с загадками" — таинственные сюжетные намёки, которые потом никуда не ведут.

Однако когда публике пора бы уже и предьявить, что же всё это время хранилось в мозолящем глаза ящике, фантазия Абрамса обычно даёт сбой, и он предлагает совершенно неубедительный ответ. Поэтому режиссёра совершенно не заботило, что после просмотра «Пробуждения Силы» в воздухе подвисло слишком много неотвеченных вопросов — отвечать всё равно придётся не ему. Идеальным воплощением его манеры работы служит диалог Хана Соло и Маз Канаты.

— Откуда у тебя меч Люка Скайуокера?
— Это очень долгая история. Расскажу её как-нибудь в другой раз.

Однако после того как Кеннеди сделала предложение, от которого нельзя отказаться, нелёгкая задача увязать воедино плохо стыкующиеся сюжетные линии седьмого и восьмого эпизодов упала именно на Абрамса. Может быть, Джей Джей бы и справился, если бы всерьёз занялся этой задачей. Вместо этого на протяжении большей части повествования...

«Скайуокер. Восход» пытается отменить само существование «Последних джедаев»

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Приступив к работе над сценарием девятого эпизода, Абрамс понял, что сам себя загнал в ловушку. После завершения съёмок «Пробуждения Силы» он не стал оставлять никакой дорожной карты с примерным синопсисом всей трилогии, поэтому когда Райан Джонсон приступил к работе над «Последними джедаями», он с чистой совестью смыл большинство оставшихся после Абрамса «ящиков с загадками» в унитаз — они всё равно не соответствовали его замыслу.

Когда Абрамс вернулся для девятого эпизода, он осознал, что ему не только придётся придумывать, как расхлебать им же и заваренную кашу, но и расхлебывать кашу, в которую в его отсутствие кто-то бухнул неперевариваемых им ингредиентов. История свернула в сторону и двинулась в каком-то своём направлении, и у Абрамса было три варианта действий:

  1. Махнуть рукой и продолжить развивать оставшиеся после Джонсона наброски идей.
  2. Попытаться найти компромисс и обьединить его видение со своим.
  3. Сделать вид, что восьмого эпизода попросту не существовало, и попытаться убедить в этом зрителей.

Угадаете с одного раза, какой вариант выбрал Джей Джей?

Львиную долю хронометража девятый эпизод тратит на то, чтобы достать из слива выброшенные наработки Абрамса и убедить зрителей, что «Последних джедаев» никогда и не существовало, они сейчас смотрят и восьмой, и девятый эпизоды. Это ещё можно было понять, вот только...

Правки Абрамса делают только хуже

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

У «Последних джедаев» хватало минусов и спорных моментов, но между делом Райан Джонсон озвучил несколько интересных идей:

  • Бесконечная борьба добра со злом — это иллюзия, которую необходимо развеять.
  • Истинное величие не зависит от генов и происхождения и может проявиться в ком угодно, в том числе в безвестном ноунейме.
  • Даже герои иногда ошибаются, и это совершенно нормально. Настоящий героизм заключается в признании своих ошибок и поисках путей их исправления.

Особенно хорошо у Райана Джонсона получилось показать развитие Кайло Рена. Вчерашний нытик и истеричка бросил попытки косплеить Дарта Вейдера, выбросил маску, перешагнул через труп своего учителя и показал, что готов занять роль главного антагониста новой трилогии.

В «Последних джедаях» прекрасно показан конфликт между Рей и Кайло. Кайло — потомок известной семьи, ребёнок, которому с рождения было предопределено совершать великие дела и который не смог справиться с давлением и считает, что от прошлого нужно избавиться. А Рей – совершенно никто, своим возвышением и могуществом она обязана только себе и своим талантам, она – ходячее подтверждение поговорки, что «каждый сам творит свою судьбу» и в то же время она считает прошлое источником мудрости, к которому нужно прислушиваться.

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

А затем появляется Абрамс, достаёт из помойного ведра мусорную маску, выкапывает из могилы давно умершего главгада и снова превращает Кайло в нытика на побегушках. Сноук умер, чтобы освободить Кайло путь к званию главного злодея трилогии? Чёрта с два, он сам был лишь марионеткой, которой управляли из-за кулис. Всем заведовал Палпатин!

Кайло Рен показал, что он наконец-то обрёл уверенность в себе и готов стать главным злодеем? Черта с два, мы сделаем его зависимой истеричкой, поступками которого манипулировали всю его жизнь. А, и наденьте на него снова шлем! Обратная эволюция в импульсивные истерички в действии!

Рей показала, что в этой галактике никто может стать всем? Доказала, что талантом и удачей можно добиться чего угодно? Ничего подобного, на самом деле...

Рей — Палпатин

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Точнее — его внучка. Ещё точнее, дочка его неудавшегося клона, хотя из фильма вам об этом не расскажут, поскольку зритель слишком тупой, и его не нужно перегружать бесполезной информацией. И это не я сказал, это монтажёр фильма на полном серьезе ляпнул!

Это откровение рушит всё. Оно показывает, что единственный способ добиться величия в далёкой-далёкой галактике — это родиться в нужной семье. Точнее, всего в одной из двух. «История «Звёздных войн» — это история противостояния двух домов, дома Скайуокер и дома Палпатин», заявил в одном из интервью Абрамс, видимо, пересмотрев последних сезонов «Игры престолов».

Его совершенно не смущает, что:

А) Даже официальная хронология «Звёздных войн» насчитывает более тысячи лет.

Б) Никакого дома Палпатин нет и не было, на протяжении всех фильмов галактике строил козни один-единственный Палпатин.

Г) В «Игре престолов» по Абрамсу победил дом Палпатин, ведь дом Скайуокер изведён под корень, не осталось ни одного живого наследника, а в финальной драке «Саги о Скайуокерах» все Скайуокеры мертвы, а один Палпатин мочалит второго.

Д) Падажите, ведь...

Рей теперь Скайуокер!

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

С какого рожна? Если уж Рей так хотелось показать, что обретённая ей семья важнее кровного родства, почему она назвалась фамилией человека, в обществе которого она провела от силы пару дней и с которым разбежалась в крайне плохих отношениях? Почему не назваться Леей Органой, в честь женщины, которая весь последний год заменяла тебе мать, стала твоим новым учителем и только что умерла?

И если по версии Абрамса происхождение решает всё, значит ли это, что дети Рей уродятся в прадедушку, отвернутся от света и повергнут галактику во тьму?

Бессмысленная динамика

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Джордж Лукас всегда старался сделать свои фильмы максимально динамичными, но Абрамс возвёл это искусство в абсолют. В «Восходе» нет ничего, кроме динамики! Весь фильм состоит из сплошной беготни, драк, погонь, перестрелок и взрывов, которые лишь порой прерываются на крайне редкие и короткие сцены бесед и обнимашек.

Динамика происходящего зашкаливает настолько, что складывается впечатление, что Абрамс попытался впихнуть в хронометраж одного фильма события сразу двух... а, постойте, именно это он и пытался провернуть.

Более того, если бы сюжет замедлился и дал зрителям время расслабиться и перевести дух, то все бы сразу заметили, что...

Сюжет не имеет никакого смысла

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Весь фильм состоит из бессмысленной гонки за макгаффинами, которые даже не представляют никакой ценности. Герои ищут один магический артефакт, чтобы с его помощью выйти на след второго, чтобы тот подсказал наличие третьего. Абрамс даже не пытается объяснить, зачем ситхам вообще понадобилось гиперпространственный маршрут к своему секретному миру на таинственных артефактах, потом прятать их, а затем, уже после предполагаемой смерти владельца артефакта и потери самого артефакта во время крушения второй «Звезды смерти», создавать новый артефакт, указывающий на местонахождение первого. Не проще было его просто забрать и перепрятать? Пиццу и стройматериалы они на Экзогол вообще не заказывают что ли?

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Задавать вопросы к сюжету девятого эпизода можно бесконечно. Кто построил тайный флот Палпатина, где он набрал команду, где они брали провизию и стройматериалы, и зачем Палпатин вообще ждал, когда к нему заявится Кайло Рен, если он одной лишь силой мысли мог поднять из-под земли флот, равных которому в галактике точно нет? И если этот флот обладает способностью с одного выстрела взорвать планету, почему он не может выйти из её атмосферы без навигационной башни? И если эта башня настолько важная, почему она одна на весь флот? И откуда вообще взялся повстанческий флот, если всего год назад в куда менее безвыходной ситуации на помощь Лее и Сопротивлению не пришёл никто?

Как выжил Палпатин? Это оригинальное тело или клон? Почему Лэндо на десять лет застрял на Пасаане? Что Финн весь фильм хотел сказать Рей, но так и не сказал? Зачем Первому Ордену вбухивать кучу сил на строительство базы Старкиллер, если добрый дедушка Палпатин мог просто прислать с Экзогола пару-тройку новых разрушителей?

А теперь, детишки, урок на будущее. Если ваш корабль находится в атмосфере планеты и на его внешний корпус высаживается вражеская кавалерия (!), не пытайтесь пускать против неё пехоту или стрелять из противоистребительных пушек. Просто наклоните ваш корабль под углом в 60 градусов к поверхности планеты. Поверьте, гравитация сделает всё остальное.

Нет эмоционального воздействия

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Девятый эпизод способен оказать какое-то эмоциональное воздействие разве что на рыбок. Сцены сменяют друг друга так быстро, что ни у зрителей, ни у героев нет возможности обдумать происходящее... при этом Абрамс боится сделать что-то реально рисковое, и большинство его неожиданных сцен через несколько кадров оказываются обманками.

Вы думали, что Чубакка умер? А вот и нет, он на самом деле жив. Вы думали, Триппио стёрли память? А нет, у Эрдва нашёлся дупликат. Вы думали, что Кайло сверзился в пропасть и погиб? А нет, вот он оттуда вылез (правда, ненадолго). Вы думали, Рей умерла? А вот и нет, Кайло её воскресил!

Другие сцены по умолчанию не могут оказать никакого влияния, просто потому, что зрителю всё равно. А сейчас мы взорвём планету, которая дорога сопротивленцам! Взорвите Киджими! И пофиг, что зрители узнали об этой планете пять минут назад, а сопротивленцам до неё не было никакого дела. Да, в оригинальных «Звёздных войнах» «Звезда смерти» тоже взорвала планету, о которой мы ничего не знали, но ведь это же была родная планета главной героини!

К слову, о главной героине и её семье. Девятый эпизод умудряется растерять эмоциональное значение даже в тех сценах, когда оно должно было быть! Кайло Рен вернулся к свету, помог уничтожить Императора и воскресил Рей, после чего умер... но все зрители смеялись до колик в животе, потому что Кайло умудрился откинуться сразу после поцелуя с Рей...

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

А когда умирает генерал Лея, и создатели получают возможность в кадре попрощаться как с самим персонажем, так и с сыгравшей её актрисой... минута молчания длится ровно восемь секунд, после чего какой-то левый третьестепенный компьютерный герой произносит несколько пустых слов.

Воскрешение Палпатина — самый жестокий и отвратительный акт некрофилии в истории кино

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Нет, серьёзно, даже «Терминатор: Темные судьбы» не насилует франшизу с такой безжалостностью. Абрамс мало того, что вытаскивает из чулана давно прогнивший труп, он даже не удосуживается обьяснить, ни как Палпатин выжил (спойлер: он не выжил, это клон), ни что конкретно ему было нужно (я сам не понял). Если Палпатин нуждался в Кайло, чтобы с его помощью править галактикой, то зачем он ждал Рей, если он хотел переметнуться в тело Рей и понуждал её убить его, зачем ему Кайло? А если он хотел высосать Силу из них обоих как из частей диады (кстати, что это?), то зачем соблазнял каждого по отдельности?

Воскрешение Палпатина портит не только девятый эпизод, оно наводит тень на всю сагу. Оно ретконит события восьмого эпизода, теперь Сноук — лишь пешка, а Кайло так и не стал хозяином собственной судьбы. Оно обесценивает концовку «Возвращения джедая», с героизмом Люка и самопожертвованием Вейдера. Оно обессмысливает всю трагедию Дарта Вейдера, который теперь не искупил свои грехи перед гибелью и умер зря. Пророчество об Избранном, что принесёт равновесие в Силу? О чём вы, вы эти толпы культистов на Экзоголе вообще видели?

Новая трилогия обесценивает подвиги героев Оригинальной трилогии

-16

Все три новых диснеевских фильма последовательно втаптывали в грязь героев Оригинальной трилогии. Согласно их сюжету, в конце «Возвращения джедая» они одолели Императора и опрокинули Империю только для того, чтобы всё потерять и уступить Первому Ордену. Хан прошляпил падение сына во тьму, а затем сбежал от жены, бросив её расхлёбывать последствия в одиночку.

Люк прошляпил падение своего лучшего ученика во тьму, проглотил смерть всех остальных учеников и сбежал, позволяя Первому Ордену и дальше прибирать к рукам галактику. А дальше выяснилось, что он рисковал своей жизнью ради спасения отца, известного галактического злодея, зато собственного племянника, напуганного юношу, который ещё ничего плохого не сделал, он был готов прирезать во сне.

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Лэндо просто спрятался в какой-то дыре без объяснения причин (на самом деле, у него украли ребёнка, его дочь - бравая наездница Джанна, но это все лишняя информация, согласно Абрамсу).

Но Джонсону и Абрамсу мало было обесценить все достижения оригинальных героев. Они безжалостно и бессмысленно прикончили всю большую тройку. Хорошо хоть Ландо с Чуи уцелели. И ладно бы новые персонажи того стоили...

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Потенциал новых персонажей потрачен впустую...

Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019
Звёздные войны: Скайуокер. Восход, 2019

Кайло Рен так и остался истеричным нытиком. Рей оказалась заложницей собственного происхождения. По превратился в эрзац-версию Хана Соло, но так и не стал тем мудрым командиром, в которого его хотела превратить Лея. А Финн? Он весь фильм хвостиком бегает за Рей, орет её имя... и так и не раскрывает ей ту страшную тайну, которую хотел рассказать всё это время. А знаете, в чём он хотел ей признаться?

Распиаренные рыцари Рен, которых Абрамс вернул после того, как Джонсон весь прошлый фильм делал вид, что их не существуют? Они пафосно ходят, тупо стоят в пустыне, а затем так же тупо погибают от рук своего лидера. Что поменялось бы в фильме, если бы их там просто не было? Да ничегошеньки.

Но хуже всего Disney обошёлся с Роуз. Перед выходом «Последних джедаев» она подавалась как ещё одна центральная героиня, и её экранное время было соразмерно с остальными. После выхода «Джедаев» на актрису вылился такой поток грязи, что она вынуждена была удалиться из соцсетей. Disney публично осудил такое поведение, и мы ещё раз напомним, что неприязнь к персонажу ни при каких обстоятельствах не должна переноситься на исполнителя роли этого персонажа, но что мы видим в девятом эпизоде? Роуз появляется на экране секунд на 30, а её роль сведена даже не к второсортной, а ещё похуже? Какой пример подаёт Disney? Что теперь громкие крики горстки недовольных способны диктовать дальнейшее развитие франшизы? А если завтра эти недовольные потребуют признать новые фильмы неканоном?

Это далеко не все претензии, которые можно предъявить к этому жалкому и беспомощному подобию фильма. Девятый эпизод — худший фильм по «Звёздным войнам», ему вполне по силам стать камнем, который утянет некогда популярную франшизу на дно. А вы что думаете? Способны ли «Звёздные войны» оправиться от такого удара? Что спасёт Сагу? Понравился ли вам фильм? Дайте знать в комментариях.