Предисловие
Здесь я соединил статьи про компрессию и эквализацию. Рекомендую их прочитать, если ты ещё не сделал этого, чтобы лучше понимать то, что я рассказываю в этой статье.
Правила качественной эквализации
Первое правило: не эквализируй, если не знаешь, зачем.
Это частая ошибка начинающих, они эквализируют наобум, не подумав о том, что это может только ухудшить звук. Совершая любую обработку (будь то компрессия, эквализация или сатурация), подумай, что ты хочешь услышать в итоге.
Второе правило: полагайся только на свой слух.
Следуя этим правилам, твои навыки в работе со звуком намного повысятся. Но хочу уточнить, что всегда конечно можно сделать что-то на рандом, и в итоге получить интересное звучание, но для начала необходимо всё же знать основы, а уже потом, экспериментировать.
Эквализация барабанов
Сейчас я расскажу, как Я совершаю эквализацию барабанов. Использовать я буду плагин Addictive Drums 2 от XLN Audio. Он позволяет тонко настроить звуки бочки, малого барабана, томов и тарелок.
Начнем с бочки.
AD даёт возможность компрессировать каждый барабан, эквализировать его и добавить сатурации и перегруза.
Компрессия бочки
Для начала выставляем значение Threshold. Рекомендую выставлять от -10 до -20 дБ. В моём случае хорошим вариантом будет -16 дБ.
Далее выставляем значение Ratio. Его я обычно ставлю в районе 4:1, рекомендую от 3:1 до 5:1, в крайних случаях до 6:1.
Переходим к параметру Attack (Atk в AD). Чтобы получить панчевый барабан, необходимо выставлять значение атаки в районе 10-20 мс. Это позволит сохранить "щелчок" в бочке. Если же ты хочешь мягкую бочку, то выставляй значение до 10мс. В моём случае я поставил 16мс.
Release у бочки не должен быть длинным, до 100мс, но и не слишком коротким, от 30мс. Чем чаще бьет бочка в барабанной партии, тем короче нужен релиз, иначе релиз от одного сигнала будет накладываться на следующий. В моём случае хватило релиза в районе 63мс.
Эквализация бочки
Эквализация бочки очень проста:
1. Немного срезать частот до 20-30 Гц. Позволит немного избавиться от мусора ниже 20Гц.
2. Поднять баса и саббаса в райное 40Гц. Но если ты чувствуешь, что баса и так достаточно, лучше не трогать этот диапазон.
3. Урезать в в районе 100Гц гулкость, примерно на -2 дБ.
4. В районе 500Гц широкой кривой нужно убирать "пластмассовое" звучание бочки.
5. Около 1500 Гц срезать не обязательно, но иногда тут находятся не особо полезные частоты какой-то уже высокой гулкости.
6. Поднимаю 5-6 кГц для более яркого панча.
7. Не обязательно, но можно прибрать мусор, находящийся дальше 15-16 кГц.
Компрессия малого барабана
Ситуация почти такая же, как с бочкой. Единственное, Threshold не стоит выставлять в районе -20 дБ и ниже, а также Ratio рекомендую ставить не выше 4,5:1, иначе получается пережатый звук, релиз можно ставить как у бочки, но рекомендую 80-120 мс.
Эквализация малого барабана
1. Срезать до 100-120 Гц, чтобы убрать низкочастотный мусор.
2. Можно добавить чуть-чуть в районе 20 кГц для "ясности" малого барабана.
3. Очень аккуратно добавить в районе 5-6 кГц.
4. Добавить "воздуха" в 16+ кГц.
Но всё зависит от того, как изначально звучит ваш малый барабан.
Компрессия тарелок
Тарелки я компрессирую мягко. Моим хватает Threshold около -10...-15 дБ. Ratio слабый, 2,5:1 - 3:1. Короткая атака в районе 2-5мс придаст тарелкам мягкое звучание (для панча рекомендую 10-15мс). Релиз длинный, 120-200мс.
Эквализация тарелок
1. Обязательно срезаем низкочастотный мусор до 200Гц
2. Немного убираем гулкости в районе 500-600Гц
3. При необходимости, я добавляю пару децибел в районе 16 кГц
Тома я обрабатываю как кик и добавляю немного "воздуха"
Обработка комнаты
Комната - важная составляющая профессионального звучания барабанной установки в миксе.
Компрессия комнаты
Ratio - до 4:1;
Atk - 3-10мс
Release - очень короткий, 20-50мс.
Эквализация комнаты
Я считаю, что комната не должна содержать много баса. По этому урезаю его примерно до 40-50 Гц. Можно добавить 400-600 Гц для плотности. Добавляю "воздуха" в 15+ кГц.
Конечная обработка барабанов
У барабанов я всегда срезаю низкочастотный мусор, находящийся ниже 20Гц. Вероятно, ты его не слышишь, но при прослушивании на профессиональных мониторах этот мусор будет портить весь микс. Тоже самое делаю и с 20 кГц.
Если слышу какой-то гул в области бочки/малого барабана, слегка урезаю 80-100 Гц. В данном случае срезал также и в районе 120 Гц.
Также пробую добавить "воздуха" шельфом в области 12-14 кГц, если звучит лучше, то оставляю.
Чтобы "склеить" всю барабанную установку, я использую компрессор The Glue. Он отлично подходит для этой задачи. Я выбираю пресет the glue,
Слежу, чтобы компрессия не прыгала выше 4-х. Ручкой MAKEUP регулирую выходную громкость под свой вкус.
На этом основная обработка барабанов закончена. Следующие статьи про компрессию и эквализацию будут соединяться в одну. Задавай вопросы, всегда отвечу на них. И не забывай читать другие мои статьи, там ты узнаешь много полезного! :)