Категорически уверен, что Валерий Цепкало не сыщет себе широкого элехтарата в Беларуси. Слишком сложен и неоднозначен его образ мышления для большинства белорусов. 50 оттенков серого интересны обывателю только в качестве одноименного киношлака. А окружающий мир гораздо приятнее воспринимать упрощённо - в чёрно-белом цвете.
Вот и в борьбе за симпатии электората адекватная, взвешенная, компромиссная позиция не столь выигрышна, как радикальная и однозначная. Важно определить самый лакомый кусок избирателей и занять в их сознании место "своего" человека, среди остальных "чужаков".
В идеале, кандидат должен создавать впечатление великого государственного деятеля. А великий государственный деятель обязан быть крайне культурным и образованным человеком. И таким он и должен быть на своём рабочем месте. А в общении с электоратом должен быть простым, понятным, незамысловатым. Нафиг не нужна народу достоверная подробная картина мира из уст кандидата в президенты. И подробные планы тоже не нужны. Нужны краткие понятные тезисы.
Послание народу должно быть не сложнее, чем в фильме про революцию 1917 года: "Есть 2 класса - пролетариат и буржуазия. Только 2 класса. И тот, кто не за один класс, тот значит за другой!". Вот так: весь "Капитал" Маркса в одной формуле. Вся суть классовой борьбы в одной фразе.
И что ещё важнее: говорить нужно то, что хотят услышать люди. А стремиться максимально полно описать своё понимание вселенной совершенно не обязательно. Идеальны лозунги в стиле"за всё хорошее, против всего плохого":
- Каждой бабе по мужику! Каждому мужику по бутылке водки! Всем несогласным по морде!
А если ты намерен потягаться с Лукашенко, то, естественно, говорить нужно нечто обратное Лукашенко. И в вопросе братства/небратства, дружбы/недружбы русского и белорусского народов Цепкало от Лукашенко решил особо ничем не отличиться. Единственное, что отличалось, так это уж слишком мудрёная форма изложения своей позиции.
Слишком уж умный Цепкало
В прошлой статье я уже вкратце рассказал о том, как новоявленный претендент на президентское кресло Валерий Цепкало отвечал на вопрос об отношениях с Россией и Союзном Государстве и тут же был уличён "независимыми" оппозиционными СМИ как "пророссийский претендент в президенты Беларуси".
Но то был лишь политико-экономический ответ. Дальше пошла речь о близости русских и белорусов. И оказалось, что значимая часть электората, оппозиционно настроенная к Лукашенко, совершенно не то хотела услышать от своего потенциального кандидата.
Россия это не просто для нас страна. Мы связаны очень-очень длительной совместной историей. И эта история идёт гораздо дальше того времени, когда Великое Княжество Литовское стало частью Российской империи (ну и земли, естественно, белорусские). Гораздо дальше.
Вот Лукашенко, хотя и историк по первому образованию, в такие заумности не лезет. У Лукашенко всё просто: вместе в окопах гнили - значит братские народы. Да, топорно. Да, примитивно. Да, не полно, не глубоко, не всеобъемлюще и вообще спортно. Зато всем понятно. И сразу ясно, кому Лукашенко свой человек, а кому чужой. Русофилам свой, русофобам чужой.
Но Цепкало и дальше продолжил блистать невиданным для белорусского лидера багажом исторических познаний:
Я, допустим, изучая историю (может быть не очень глубоко зная отечественную историю), но я интуитивно понимал, что было в то время 2 цивилизации конкурирующие - русско-литовская (во главе, в центре которого стояли земли белорусские) и русско-московское. Они конкурировали очень долго. Но они не только конкурировали, они и взаимодополняли друг друга.
Вот так отрезал Цепкало от пирога антилукашистов сегмент белорусских шовинистов-альтернативщиков, которые потенциально могли бы стать на его сторону. Ведь среди них нынче популярно мифологизаторство о том, что белорусы к русским вообще никакого отношения и близко не имеют. И трактовка ВКЛ как русско-литовского государства - табу. Для них такой взгляд на прошлое Беларуси - это происки историков-врунов-западнорусистов. Вяликая Литва - вот это по нашему!
Они и вовсе отрицают, что белорусы - славяне. У них белорусы оказались вдруг балтами. А Великое Княжество Литовское и вовсе средневековая сверх-держава западного образца в противовес "варварской ордынской Московии", которую населяли то ли угро-татары, то ли монголо-кацапы. Причём оба этих клеше прекрасно укладываются в одной голове и не вызывают никаких противоречий. В общем скажите спасибо РЕН-ТВ и Академику Фоменко.
А для людей не загоняющихся по историко-культурной самоидентичности - всё сказанное Цепкало не больше чем шипение телевизора у которого пропал сигнал.
Я абсолютно убеждён в том, что самое серьёзное воздействие, самое серьёзное ("уплыў" хочется сказать по-белорусски) [уплыў - белор. влияние] на формирование русского языка сыграл Франциск Скорина. Он один из первых вообще, кто на национальные языки перевёл Библию.
Гiсторык Лукашенко, тоже однажды хотел плотнее породниться с русскими через Скорину и заявил: "Чего мы стыдимся? Ну мы жили в том государстве [имеет ввиду Российскую Империю]. И Скорина был не только белорус - он жил и в Питере! И творил там! Это наш Скорина! И россияне с гордостью о нём говорят!"
Вот только беда в том, что Скорина умер за 150 лет до того, как Пётр I заложил Петербург, и на месте Петербурга ещё была Швеция. Но зато сказал то как! А? От всей души, с задором, с огоньком! Да, понравилось не всем. Кто-то даже посмеялся над его невежеством. Но зато тот, кто хотел услышать о единстве русских и белорусов стали прямо за Бацьку горой. А точность аргументов - дело последнее. Главное что снова ясно стало как белый день, кому Бацька свой, а кому чужой.
А Цепкало же продолжает:
Немцы считают Мартина Лютера основоположником современного немецкого языка по тому как он его канонизировал, переведя с латыни и с греческого языка на немецкий Библию. Это сделал и Франциск Скорина [адаптировал под русский язык]. А в то время библия была основной книгой, которую читали все образованные люди.
Тут белорусы в большинстве своём вообще не поймут о чём шла речь. Что за Мартин Лютер? Тот самый негр, который за права таких же как он боролся в США что ли? Нафига он библию на немецкий язык канонизировал?
А тех белорусов, кого Скориной можно как-то увлечь, убеждены, что Скорина это первый белорусский первопечатник первой белорусской библии на старобелорусском языке. А этот умник мелет что-то о том, что библия Скорины каким-то образом делает нас роднее с русскими.
Для "среднего" белоруса Скорина - это предмет национальной гордости, которого ни с кем делить нельзя. Даже с русскими. В сознании массы белорусов Скорина - это исконно белорусский просветитель из города Полоцка.
Вот Лукашенко, когда про Скорину говорил, звучало так, как будто Скорина наш, белорус. Но и россияне могут гордиться, что такой великий белорус-первопечатник почтил их своим присутствием. И гордятся! А то и завидуют даже!
А из уст Цепкало звучит так, как-будто Скорина не чисто белорусское достояние, но и русские могут на него претендовать. А про такую конкуренцию белорусы слушать не хотят. От такой трактовки национальное эго не разбухает.
А всё потому что "среднестатистический" белорус, как и простой русский понятия не имеет, что первая белорусская библия называлась "Библия Руска". А "старобелорусский" язык - это научный филологический термин, которым сегодня называется один из вариантов письменного русского языка того времени. Этот же язык того времени сегодня филологи называют и западнорусским, и староукраинским. И вообще у него больше десятка современных научных названий. И люди в той же Московии спокойно могли читать такую библию "без словаря", т.к. была она им прекрасно понятна. Короче говоря, письменный язык в то время на территории современной Беларуси и России не так уже и отличался. Почти один и тот же был язык. О чём Цепкало и сказал.
И ещё в Беларуси сегодня лишь 28 экземпляров книг Скорины, а в России аж за 300. А это уже выглядит для простого белоруса так, как будто русские обокрали нас в культурном плане. Дружба дружбой, а табачок... простите, Скорина врозь. Вот как воспринимает "среднестатистический" белорус Скорину в контексте отношений Беларуси и России.
Вот Виктор Бабарико, конкурент Лукашенко и Цепкало, в этом плане выглядит даже выигрышнее, ибо способствовал возврату в Беларусь экземпляра "Малой Подорожной Книги" Скорины. Взял и купил её за средства российского Белгазпромбанка для Беларуси. Вот это подвиг! Вот это белорусам ясно, наглядно, предметно и понятно. А не то, что словоблудие какое-то.
Но Цепкало не унимался:
И был Семеон Полоцкий, наш просветитель , который сделал грамматику русского языка - 150 лет пользовались российские цари. Я убеждён абсолютно, что мы, наши земли, белорусы внесли более даже существенный вклад в развитие русского языка, чем внесло Московское княжество. Потому что мы были на фронтлайне, мы взаимодействовали с Западом, мы находились на границе между Западом и Востоком. Мы абсорбировали какие-то тенденции с Запада. Мы через себя их каким-то образом пропускали и двигали дальше в Великое Княжество Московское, на Москву, туда на Россию. Это один аспект.
Действительно был такой Симеон Полоцкий. И в общем то каждый белорус про него что-то да слышал. И даже в школьных учебниках портрет его мог видеть. А ещё белорусские шовинисты-альтернативщики любят козырять его авторитетом, когда хотят доказать, что исконно белорусская религия - вовсе не православие, а униатство.
И ставят в пример этого самого Симеона Полоцкого, как ярого сторонника Берестейской церковной унии (подчинение православной церкви Ватикану). Да вот только забывают сказать, что Симеон ещё топил за объединение все русских земель под властью московского царя. А всю православную церковь действительно сдать во власть Папы Римского предлагал.
И всё, что сказал Цепкало абсолютная правда. Но я вот представляю себя на месте нормального белоруса, а не ботана вроде меня, который прочитал по несколько полноценных биографических книжек и про Скорину, и про Полоцкого. И я понимаю, что услышь я это впервые, звучало бы это для меня дико и мало понятно. И совершенно не ясно, как бы я на это отреагировал лет 5 назад.
Ну не подходит такой уровень изложения для предвыборной агитации. Вот избрался бы президентом, а потом бы уже читал лекции. Вот это было бы круто!
Дальше Цепкало более ясные вещи начал рассказывать:
Второй аспект, важный для меня кажется, что на уровне психологических стереотипов всё-таки мы не чувствуем разницы с русскими. Я сам 6 лет прожил в Москве, учился (ещё раз говорю) в МГИМО МИД СССР, и в аспирантуре. Работал в советском посольстве в Финляндии, где естественно тоже, скажем, советская общность, как мы её называли. Так вот никогда ни разу я не чувствовал на подсознательном этнопсихологическом уровне, что это [русский - ред.] чужой человек.
Я хорошо знаю английский язык, я очень не плохо знал финский язык, я работал переводчиком даже в самом начале своей дипломатической карьеры - с русского на финский. И у меня были друзья и финны, и американцы. Но я всегда чувствовал, что этот представитель, как бы представитель другой страны, представитель другого народа, представитель другой нации.
И тут опять Цепкало пошёл против прозападной части антилукашистов. Ведь эта часть потенциальных избирателей совершенно напротив мнят себя "чыстакроўнымi эўрапэйцамi" в противовес "Мордору". В их представлении восхищение Западной культурой автоматически делает их самих "эўрапэйцамi". Образ мышления белорусских снобихо-эўрапэйцаў заключается в противопоставлении себя "рашке": получить мульти-шенген, худо-бедно говорить по-английски, тягаться в Польшу на закупы, попивать смузи, поливать грязью "совок" - и вуа ля! Ты уже ничем не отличаешься от англосаксов, германцев или скандинавов.
А этот Цепкало прямо по ушам режет совершенно обратное:
С русскими, равно как и с украинцами, я такого не чувствовал никогда. Т.е. они всегда казались мне своими людьми.
И поэтому я думаю, что и культурная близость, наше многовековое взаимодействие является гораздо более ценным фактором. И оно именно будет определять наши особые взаимоотношения с Россией.
Тут, казалось бы, можно было привлечь на свою сторону пророссийский элехтарат. Но следующие слова всё испортили:
Но это, естественно не говорит о том, что мы не должны возобновить обобщённую систему преференций с США и возобновить режим наибольшего благоприятствования в торговле. Это конечно не говорит о том, что мы не должны вернуться к вопросу о создании договора о партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом, который тоже канул в лету и забыли. В 94-м году он был подписан и так и не был ратифицирован по тем или иным причинам рядом стран Евросоюза.
Мы должны понимать, что и Западная Европа, и Соединённые Штаты Америки, Канада, Япония - это всё страны, которые являются для нас источником инвестиций и источником новых технологий, источником новых знаний. И без хороших отношений, без нормальных партнёрских отношений с этими странами, естественно, тоже не обойтись.
Короче, в последних словах риторика почти как у Лукашенко последние лет 10. Так называемая многовекторная политика. Спрашивается: нафига тогда в этом плане новый Цепкало, если уже есть привычный проверенный Бацька. Ниша занята.
В общем, что я хочу сказать. Я тоже не вижу особой разницы между русскими, белорусами, украинцами в общении между собой. Могут быть политические разногласия. Так они и внутри одного народа всегда есть.
Самое интересное, что по всем культурно-историческим пунктам, которые Цепкало озвучил я согласен с ним на все 100%. Но так было не всегда. Лет 5 назад я бы с ним ещё поспорил бы, в силу собственной малограмотности и переполненной историческими мифами бошки. И вообще принял бы его риторику как враждебную белорусам.
Но, опять же, широкие массы на свою сторону подробными лекциями не привлечёшь. Говорить нужно короткими штампами, которые уже есть в головах аудитории для которой хочешь стать своим. А просвещением заниматься можно было бы после восхождения на трон.
Ну а пока у меня всё. Если хотите что-то сказать или кинуть в аффтара помидором - пишите комменты!
Читайте ещё статьи про Бацьку и Цыпкало: