Найти в Дзене
Гайнуллина Миляуша

Житие как жанр. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе» как произведение агиографического жанра.

Жанр жития – самый распространенный жанр ДРЛ. Представляет жизнеописание патриархов, монахов, князей, основателей монастырей,ктр считались церковью святыми, поэтому альтер. термином жития становится «агиография». В переводе «писать о святом». Особенности жития: 1) Главные герои жития всегда лишен индивидуальные качеств и становится воплощением абсолютного добра. Динамику повествованию жития всегда придает противостояние святого и его антагониста. 2) Жанр жития требовал соблюдения нескольких правил: -неторопливое пов-е от 3 лица; - деление на 3 части; - включение стандартного положения и общих мест (рассказ о благочестивых родителях, особенности рождения младенца, отчуждение от сверстников, ранняя грамотность, чтение божественных книг, к 12 годам решает посвятить себя Богу и выбирает путь подвижничества, преодолевает искушения, предсказывает свою смерть, умирает молясь, посмертные чудеса); Жития бывают двух видов: биос(биографическое) и мортирос (мученическое). Эволюция жития: 1)11 в. –

Жанр жития – самый распространенный жанр ДРЛ. Представляет жизнеописание патриархов, монахов, князей, основателей монастырей,ктр считались церковью святыми, поэтому альтер. термином жития становится «агиография». В переводе «писать о святом». Особенности жития:

1) Главные герои жития всегда лишен индивидуальные качеств и становится воплощением абсолютного добра. Динамику повествованию жития всегда придает противостояние святого и его антагониста.

2) Жанр жития требовал соблюдения нескольких правил: -неторопливое пов-е от 3 лица;

- деление на 3 части;

- включение стандартного положения и общих мест (рассказ о благочестивых родителях, особенности рождения младенца, отчуждение от сверстников, ранняя грамотность, чтение божественных книг, к 12 годам решает посвятить себя Богу и выбирает путь подвижничества, преодолевает искушения, предсказывает свою смерть, умирает молясь, посмертные чудеса);

Жития бывают двух видов: биос(биографическое) и мортирос (мученическое).

Эволюция жития:

1)11 в. – переводные жития, положенные на нац.основу.

2)14 в. – исключительно канонические жития.

3)15 в.-16 в. – распад жанра жития, появление психологизма, характера и портрета.

«Сказание о Борисе и Глебе»

Написано в 1015 г. Повествует о несправедливом убиении двух братьев Бориса и Глеба, совершенное после смерти Владимира I Святополком Окаянным. Желая получить их княжества, он направляет свои полки на Бориса и Глеба, которые едут проститься с телом отца.

Это не канонический жанр жития, т.к. в нем присутствуют элементы сказания об истор.событиях. В то же время это в большей степени мортирос, т.к. на глазах читателя показана мученическая смерть двух главных героев, становящиеся святыми не только благодаря своей смерти, но и из-за своей религиозности. Автор постоянно обращает нас к молитвам,ктр они читают.

Борис и Глеб явно противопоставлены антагонисту Святополку, ктр автор дает исключительно негативную характеристику, т.к. он никогда не являлся любимым сыном. Также, Борис и Глеб противопоставлены Святополку в почитании отца.

Идея дисциплинарного почтения – крестоцелования – не дает Борису и Глебу что-то противопоставить наемникам. Следующее отриц.кач-во Святополка – трусость, поскольку он не способен совершить убийство самостоятельно. Будучи антагонистом Святополк раздвоен между добром и злом. Борис и Глеб же ведут себя противоположно средневековой морали, потому что любят брата, чтят его. Именно в этом свете их смерть становится мученической.

О смерти Бориса и Глеба мы слышим трижды – это создает прием ретардации.

Произведение завершается победой добра над злом: Ярослава над Святополком. Борис и Глеб причислены к лику святых.

Особенности:

1. Наличие благочестивых героев.

2. Наличие антагониста, придающего динамику сюжету.

3. Наличие общих мест и литературного этикета.