Найти тему
Исторический музей

Букет Наполеона

26 августа 1912 года российским императором Николаем II был дан Высочайший Манифест в честь сотой годовщины Бородинского боя, что фактически явилось кульминацией юбилейных торжеств в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года.

Юбилей праздновался весьма широко; вся русская промышленность с подъемом отреагировала на этот патриотический «государственный заказ». Не составили исключения и ведущие парфюмерные фирмы не только Москвы и Петербурга, но и «прекрасной Франции», и Британской империи. Такие необычные сувениры хранятся с собрании стекла Государственного исторического музея.

Интересно, что образ юбилейной парфюмерной посуды был неразрывно связан прежде всего с изображениями Наполеона Бонапарта, его знаменитого головного убора, а также одноглавого орла - символа Первой французской империи. Император Александр Благословенный – чуть ли не единственный русский персонаж этой «сюиты». Но это легко объяснимо: во-первых, в 1912 году Российская империя находилась в союзнических отношениях с Французской республикой, а, во-вторых, ведущие российские парфюмеры имели французское происхождение. В таком контексте «политкорректности» подобные пристрастия выглядят вполне логичными.

Несмотря на тематическую общность, и даже общность выбора «героя», флаконы явственно различаются по дизайнерскому замыслу.

Флаконы фирмы ««Vinolia & C°» - это классические «вместилища ароматов», своими строгими и благородными формами и чистейшим гранением вызывающие в памяти знаменитую пушкинскую цитату:

...Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале...
А.С. Пушкин "Евгений Онегин"

Другой флакон, также украшенный этикеткой с изображением французского императора, был создан уже не французской, а московской парфюмерной фирмой «Брокар и К°».

Фирма «Брокар и К°». Флакон от духов «В память Наполеона I». Москва. 1912 г. ГИМ
Фирма «Брокар и К°». Флакон от духов «В память Наполеона I». Москва. 1912 г. ГИМ

Совершенно иначе решены флаконы фирм «А. Ралле и К°», «А. Сиу и К°» и «Парфюмерия Модерн – Париж». Каждая серия имеет ярко выраженное единое пластическое решение формы, неразрывно связанное с темой заказа.

Для флаконов А. Ралле свойственно контрастное сочетание гладких, чистых и прозрачных хрустальных емкостей с матовыми пробками, решенными как плотный четко вырезанный рельеф.

Форма флаконов А. Сиу основывается на выразительном образе обелиска, украшенного рельефом (профильный портрет Наполеона) и увенчанного матовым скульптурным изображением орла, раскрывающего крылья на взлете, или мечущего молнии.

Флаконы же «Парфюмерии Модерн – Париж», изображающие бюсты Александра I и Наполеона, а также символическую башню Кремля, целиком решены по законам круглой скульптуры, а благородные серебристые этикетки с тиснением скорее подчеркивают изысканность светящегося внутренним светом матового хрусталя.

Подобное дизайнерское решение, абсолютно профессионально с точки зрения проектирования предметов декоративно-прикладного искусства. Стилистически оно, несомненно, связано с подлинной революцией, которую произвели в изготовлении парфюмерной посуды два великих француза - парфюмер Франсуа Коти (1874-1934) и художник Рене Лалик (1860-1945).

«Франсуа Коти одним из первых решил принципиальным образом изменить презентацию духов. Идея заключалась в том, чтобы в дизайне флакона и упаковки выразить индивидуальный образ каждого аромата: флакон, словно камертон, должен соответствовать нотам запаха духов. Лалик, используя весь свой талант, совершит этот переворот. Феликс Марсильяк писал, что Лалик, «бесспорный зачинщик этого движения, создал новый жанр и таким образом внес свой вклад, зафиксировав основные разновидности форм, большинство из которых существует до сих пор».
Л. Пешехонова. Творчество Рене Лалика в художественной критике и эпистолярном жанре. // Искусство Рене Лалика. Каталог выставки. М., 2010.

В этих предметах точно отразился мемориальный и торжественный характер заказа, их символика совершенно ясна и прозрачна, при замечательном техническом качестве исполнения. Подобные вещи – не только редкость, «приманка для коллекционера», но и значимый памятник российской истории и художественной промышленности.