Найти тему

Форма, пространство и цвет

В предыдущей статье мы сказали о том, что каждый цвет обладает своей художественной выразительностью и оказывает на подсознание определённые воздействия. Если учесть, что композиция кадра – это многообразное сочетание не только цвета, но и форм различных объектов, следует сказать несколько слов и о художественной выразительности трёх основных форм – квадрата, треугольника и круга – тем более, что согласованные в своей выразительности цвет и форма способны удвоить воздействие на зрителя.

Итак, основной характер квадрата определяется пересекающимися двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями одинаковой длины. Уквадраченные формы, построенные на вертикалях и горизонталях (прямоугольник, меандр, крест и их производные) являются статичными и символизируют материю, тяжесть и строгое ограничение.

Квадрату соответствует красный цвет материи, тяжесть и непрозрачность которого гармонично согласуется со статикой и тяжёлой формой квадрата.

 Треугольник образуется тремя пересекающимися диагоналями. При этом его форма, благодаря острым углам, кажется боевой и агрессивной.

-2

Все формы диагонального характера (ромб, трапеция и их производные) символизируют мысль и их невесомый характер соответствует светло-жёлтому цвету.

 В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству неподвижности, которое вызывает квадрат, круг, как геометрическая форма, создаёт ощущение естественного, постоянного движения, располагая к отдыху и ослаблению внутреннего напряжения.

-3

Все формы кругообразного характера (эллипс, овал, парабола и их производные) символизируют постоянно подвижную духовность, непрерывному движению которой соответствует синий цвет.

Вывод:

Квадрат, монументальный и неподвижный, как символ материи, "любит" красный цвет;

-4

Треугольник, излучающий себя во все стороны, как символ мысли, "любит" светло-жёлтый цвет;

-5

  Круг, постоянно находящийся в движении, как символ духа, "любит" синий цвет.

-6

Изображение, воздействие которого определяется главным образом цветом, должно строиться на подчинении формы цвету, и наоборот.

Степенью глубины обладает любой цвет. Если на чёрном фоне без интервалов расположить шесть цветов (жёлтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зелёный), то явным становится тот факт, что жёлтый кажется выступающим вперёд, а фиолетовый погружается в глубину фона. Остальные цвета по степени глубины выглядят промежуточными ступенями между жёлтым и фиолетовым.

-7

При использовании белого фона картина меняется – фиолетовый выталкивается белым фоном вперёд, в то время как жёлтый становится по отношению к белому близким и родственным.

-8

Пространственное воздействие цвета обусловлено несколькими факторами: во-первых, в самом цвете есть силы, способные проявлять его глубину, во-вторых, за счёт контраста светлого и тёмного, изменения насыщенности цвета и площади его распространения можно добиться его пространственного воздействия. Ко вторичным факторам изменения пространственных ощущений изображения можно отнести наличие в изображении всевозможных диагоналей и различных пересечений. Но в любом случае, исходя из примера, описанного выше, для оценки впечатления глубины цвета, цвет фона также важен, как и сам основной цвет.

 Контраст светлого и тёмного позволяет подчеркнуть глубину цвета благодаря следующему незамысловатому правилу:  все светлые тона на тёмном фоне будут выступать вперёд в соответствии со степенью их светлоты, равно как и тёмные тона на светлом фоне.

 Холодные и тёплые цвета одинаковой светлоты проявляют свою глубину следующим образом: тёплые цвета выступают вперёд, холодные стремятся в глубину. При использовании холодных и тёплых цветов различной светлоты ощущение глубины или будет усиливаться благодаря цвету, или будет нейтрализоваться, или будет действовать в обратном направлении. Одинаково светлые сине-зелёный и красно-оранжевый выглядят на чёрном фоне так: красно-оранжевый выступает вперёд, а сине-зелёный погружается вглубь. Теперь если красно-оранжевый немного осветлить, то он выступит вперёд ещё сильнее, а слегка осветлённый сине-зелёный по глубине займёт место первоначального красно-оранжевого. При этом если сине-зелёный осветлить ещё сильнее, то он выступит вперёд ещё сильнее, тем самым углубив красно-оранжевый.

 Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения: чистые, насыщенные цвета будут выступать вперёд по сравнению с близкими по светлоте, но блеклыми цветами. Но как только к этому контрасту добавляются контраст светлого и тёмного или контраст тёплого и холодного, степень глубины цвета будет меняться. Контраст размеров цветовых пятен играет очень важную роль в формировании глубины изображения. Если на красном фоне расположить небольшое жёлтое пятно, то это пятно будет выступать вперёд. Если же постепенно увеличивать площадь жёлтого пятна, то обязательно наступит такой момент, когда жёлтый станет фоном и вытеснит красный вперёд.

В очередной раз, обращая внимание на субъективность восприятия цвета, хочется сказать следующее: в правильном создании пространственного равновесия изображения нельзя опираться только на впечатления глубины цвета. Необходимо рассчитывать на личный художественный вкус и поставленные цели, не забывая при этом о том, что ощущения глубины изображения (перспективы) можно добиться: взаимодействием цвета, взаимодействием вертикальных и горизонтальных направлений и пересечений, взаимодействием пространственных планов композиции между собой. Перспектива изображения может быть сформирована из двух, трёх и большего количества планов, но, как правило, наиболее распространённым способом изобразительной передачи пространства считается двуплановое построение композиции.

Материал предоставлен сайтом https://bekarstudio.ru