Найти тему

«КУКЛОВОДЫ». Фантастика, антикоммунизм и летающие тарелки

Роберт Хайнлайн наряду с Артуром Кларком и Айзеком Азимовым входит в тройку «отцов-основателей» современной научной фантастики, причём не только американской, но и общемировой. Однако, знакомство именно с американскими реалиями той поры, в которую создавались некоторые его романы, позволяет лучше постичь пласты глубинного смысла, которые скрываются за красивым фасадом литературного произведения. А смыслы эти, порой, выходят за пределы чисто развлекательного жанра и обретают весьма далеко идущие последствия.

Один из самых замечательных примеров такого рода – роман Хайнлайна «Кукловоды» (The Puppet Masters), который вышел в 1951 году. Действие его происходит в начале 2000-х годов, однако, по большом счёту, за этой жанровой декорацией легко угадывается традиционная жизнь Америки того времени, лишь расцвеченная некоторых технологическими выдумками. В одном из штатов приземляется летающая тарелка и страна подвергается нашествию пришельцев с Титана. Но мерзкие пришельцы не идут напролом, а поступают хитрее. Присасываясь как паразиты к человеку, они обретают контроль над его разумом. Внешне человек остаётся самим собой, однако по существу является послушной марионеткой инопланетян. И так, тело за телом, шаг за шагом «кукловоды» начинают обретать всё большую власть в государстве вплоть до его первых лиц…

-2

Роман оценили отнюдь не только любители фантастики. Желал того сам Хайнлайн или нет, «Кукловоды» (наряду с вышедшим в 1956 году фильмом «Вторжение похитителей тел») стал важным фактором в развитии мифологии НЛО. Если с конца 40-х годов уфологические легенды были достоянием узких специалистов и разного рода любителей-энтузиастов (порой, увы, не совсем здоровых психически), то теперь они широкими волнами разошлись по массовому сознанию, став неотъемлемой часть Иной Америки, Америки Иррациональной.

-3

Но этой сферой дело отнюдь не ограничилось, ибо была затронута и другая сторона, сторона американской политики и нацбезопасности.

Сам Хайнлайн в молодости симпатизировал социализму, даже участвовал в избирательной компании социалиста Синклера, выдвинувшегося на пост губернатора Калифорнии. Отрезвление началось с пакта Молотова-Риббентропа, а к концу 40-х Хайнлайн уже являлся убеждённым антикоммунистом. В 50-х он активно поддерживал деятельность знаменитого сенатора МакКарти и сенатской Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности. После венгерских событий 56-года, он именовал представителей Советского Союза не иначе как «мясниками Будапешта». Позднее он даже поссорился с Артуром Кларком, который выступал против знаменитой Стратегической оборонной инициативы (СОИ, SDI).

Но именно в 50-е годы антикоммунистические мотивы особенно заметно слышны в его произведениях. Его гимн милитаризму в «Звёздном десанте» звучал как ответ на недостаточную, по его мнению, предосторожность Запада в отношении потенциальной советской агрессии. «Кукловоды» же стали призывом к бдительности относительно внутреннего врага, вольных или невольных агентов и пособников коммунизма внутри страны, прежде всего, конечно же, в органах власти.

Аналогия между ними и «пришельцами с Титана» в романе совершенно недвусмысленна. Пришельцы выглядят как обычные, нормальные люди и отличить их друг от друга можно лишь при особом дознании, а потому они легко захватывают ключевые позиции в государстве, легко избегая разоблачения. Именно выявлением такой агентуры и занимался сенатор Джозеф МакКарти, и Хайнлайн горячо поддерживал его в этой деятельности.

Кроме того, пришельцы контролируют разум своих жертв, делая их своими инструментами против собственной воли. Как тут не вспомнить знаменитый феномен «промывки мозгов», с которым американцы как раз и столкнули в тот период, в годы войны в Корее? Множество американских солдат, попав в плен, вдруг ни с того, ни с сего становилось убеждёнными коммунистами и даже оставалось таковыми уже после возвращения на родину…

Таким образом, роман «Кукловоды» оказывается в центре динамического хитроспления, соединившего научную фантастику, политику и современную мифологию. Хитросплетения, ставшего не просто феноменом культуры, но чем-то существенно большим, чем-то важным и жизнеопределяющим. И такие вещи будут ещё не раз встречается нам в современной истории США, которая сильно отличается от тех упрощенческих штампов, к которым все так привыкли.