Приветствую посетителей Чайхоны!
Продолжаем цикл статей о государственных закупках для новичков, в которых рассказывает простым языком о сложных процедурах. И сегодня поговорим о Закупочной Комиссии
Закон (ФЗ-44) обязывает Заказчика создать комиссию, которая бы принимала окончательное решение по заключению контракта.
Заказчик должен создать комиссию. Точка.
Как это происходит на деле?
Вам - Заказчику, нужно отремонтировать крыльцо, заменить или помыть окна в учреждении, купить огнетушители, заменить старый лифт на новый, купить бумагу и канцтовары, заключить контракт на охрану помещения, купить новые стеллажи для хранения товара в подсобке, купить картриджи, издать книгу, купить оборудование для лаборатории, купит парты, продукты для школьников, кулеры и бутилизированную воду, компьютеры, заключить контракт на открытие доступа к международным библиотекам, при проведении конференции разместить участников (гостей), купить антисептик, заменить старые лампочки на новые - энергосберегающие, заменить потолок, установить в учреждение видеокамеры...
А! Стоп! не так много?
Вы можете быть классным другом, красивым человеком с потрясающим чувством юмора, умным, добрым, порядочным. Но вы не можете знать все на свете. Поэтому, комиссия это ваша команда.
Закон регулирует количество человек, которые должны быть в комиссии, председатель, секретарь и члены комиссии.
У вас в учреждении, должна быть прописана инструкция для работы комиссии - внутренний нормативный акт, согласно которому, сотрудники и будут понимать, что им делать. Желательно, включать в комиссию сотрудников, прошедших обучение по ФЗ-44 и ФЗ-223. Секретарь ведет протоколы собраний, Председатель - председательствует. Члены комиссии могут существенно облегчить вам работу, если будут выполнять свои обязательства. Проверять поставщиков и их заявки на первом этапе, принимать решение на втором.
Приказом руководителя учреждения, состав комиссии утверждается. Будут ли это новые члены на каждые торги или закупку вообще или статично - одна команда - дело ваше. Вы можете менять пару-тройку человек, сегодня включили инженера в состав комиссии, завтра учителя, послезавтра руководителя подразделения для которого закупаете товар, работу или услугу.
В таком случае, закупка пройдет правильно и согласно требованиям Закона и закупите вы точно то, что необходимо. Техническое задание ведь тоже не вы разрабатываете. потому что чисто теоретически, возможно прописать требования к товару легкому (например, СНИПы к канцтовару), но если вы закупаете замену лифта, можете ли вы быть уверены, что без помощи инженера обойдетесь? повторюсь: поставщик, принимающий решение участвовать в торгах видит только ваши бумаги: аукционную документацию, цену контракта и ТЗ. по большому счету, поставщику больше ничего не требуется для того, чтобы принять решение об участии в торгах. а вот вам, нужно быть уверенным в том, что вы друг друга, при безмолвном обмене бумаг, хорошо понимаете.
Итак, члены комиссии назначены. Извещение опубликовано. Секретарь назначает первое заседание комиссии (это если проводится аукцион). К определенному дню, вы получаете заявки от поставщиков. Чаще всего, они сводятся к тому, что поставщик все прочитал, с условиями согласен, играть готов. если вы выдвинули какие-то особые условия, то в первых частях заявок, поставщик в заявке о них пишет (например, наименование страны производителя, если применяется ПП об импортозамещении).
По большому счету, вы не видите название организаций, ИП, которые будут играть. В Системе, Заказчик видит только номер заявки: 12345 и номер игрока: 2-3-4-5. Комиссия рассматривает заявки и если, как уже описывалось в предыдущих главах при импортозамещении, среди заявок есть российские и иностранные, принимает решение об отклонении иностранных заявок. Оставляя российские.
Если таких требований у вас нет, значит, комиссия допускает всех членов игроков, протоколирует свое решение. Вы - контрактник, размещаете протокол собрания комиссии (скан прилагается с "живыми подписями") на площадку. Если комиссия отклоняет какие-то из заявок, то должно быть в протоколе обоснование такого решения.
Поставщик, если сомневается в правильности вашей позиции, может оспорить решение Комиссии в ФАС.
Отклонять нужно заявки только в том случае, если они противоречат закону или вашим требованиям. Просто так: этого допущу, этого не допущу - противозаконно.
в течении 30 минут после окончания торгов с площадки (торговой площадки на который вы играете) вам приходят вторые части заявок. Площадка формирует автоматически протокол проведения торгов. И вот тут, наступает время основной работы комиссии. Вы должны проверить первых шесть участников торгов, а при отклонении еще столько же. (налоги, выписка с сайта налоговых приставов, в ЕИС и так далее. Скрины со всех сайтов с данными поставщика сохраняете). Если при торгах, цена упала более чем на 25%, то еще и добросовестность поставщика. После проведения торгов, с поставщиком уже можно общаться (в карточке на площадке есть все номера). либо поставщик перечисляет деньги на счет учреждения, либо предоставляет сведения о своих госконтрактах.
Комиссия проверяет все сведения и наконец, Протоколом утверждает свое решение: "да, нарушений не найдено, Победитель - этот". Если же, победитель проштрафился в чем-то и вы нашли это нарушение (например, ФАС данного поставщика внес в реестр недобросовестных поставщиков и вам нельзя с ним заключать контракт), объявляете победителем участника под номером 2.
Вот для этих процедур и принятия решений, нужна закупочная комиссия. Мы рассмотрели ее работу на примере проведения аукциона. в других процедурах (при котировках, например или при закупке у единственного поставщика) проще сама процедура. Не нужно делать 2 протокола, но решение принимают они.
Удачных всем процедур!