Навскидку кажется, что в СССР тюнинга не было, как и кое-чего другого. Однако, стоит вспомнить о находчивых советских людях, об их мечтах и о первоклассном техническом образовании, как вопрос решается сам собой. В Союзе было всё: и доводка машины, и стайлинг, и даже собственные кустарные шедевры - на зависть соседнему двору и соседним странам!
В этой подборке для вас - пять образцов таких самоделок, которые точно не оставят равнодушными, и напомнят былые времена.
1. Легендарная «Юна-2500»
Одна из самых известных звёзд самодельного советского автопрома, взаправдашний спорткар "Юна-2500" началась как проект ещё в 1969 году, когда инженер Юрий Алгебраистов устал ждать своей очереди на авто. Другим важным мотивом для советского человека являлся и сам вызов - "могу я или не могу, в конце концов?".
Смог! Не без помощи, конечно: в затее также участвовали его брат Станислав и ещё два брата-акробата-художника Щербинина. Использовав в качестве донора и базы отечественный "ГАЗ-2400", бригада почти все узлы и кузов разрабатывала самостоятельно. В результате получился шедевр, достойных красочных юннатовских журналов, всесоюзных выставок и турпробегов по странам соцлагеря.
Знающему человеку машина напоминала классический европейский спорткар а-ля Феррари, но при этом никого не копировала и имела уникальную конструкцию. Заклиняющийся вниз капот и дюжий каркас однажды спасли жизнь водителю и пассажиру, когда машина получила толчок сзади и влетела прямо под заднюю ось грузовика. Легенда гласит, что тогда всё обошлось только испугом и парой царапин на капоте.
У этой машины было две версии - первую, упомянутую выше, называли поначалу "сатаной", а вот вторая, выкаченная из гаража в 1982 году, дала имя всему проекту - "Юна". Рестайлинг машины сделал её ещё изящнее, а конструкция стала прочнее и основательнее, чем у первой версии. Именно вторая "Юна" прославилась на весь Советский союз, когда за руль поочерёдно садились космонавты, актёры и партийные кадры.
Удивительно, но машина жива и сегодня - после реставрации и полумиллиона километров пробега авто ещё живёт и дышит, а создательдо сих пор ездит на ней круизить и флексить перед зумерами.
2. Уютный «Золотой лист»
Ещё один уникальный спорткар, разработанный уже другим умельцем - Алексеем Мельником. На основе "Запорожца" он пытался построить компактную, экономичную и удобную для города машину - и вполне этого добился, собрав своего коня в начале 80-х.
Как и исходный "ЗАЗ-968", "Лист" имеет заднюю компоновку двигателя (кстати, стокового), что и оказало влияние на дизайн всей машины. Стремительная, похожая на клин, со "срезанной" на западный манер кормой, эта самоделка развивала потрясающие 170 км/ч, но прежде этого была удобна и практична.
Мельник одним из первых в то время собрал клиновидный же верхний багажник - для поездок на дачу. Ещё одной особенностью "Листа" стал пенопластовый слой между металлическими частями корпуса, что обеспечивало всех пассажиров теплом и комфортом в дороге. Тщательно выверенные расчёты позволили создать небольшой, но яркий и очень функциональный образец, серийные аналоги которого появились гораздо позже.
3. Нелёгкий «Труд»
У машины, кроме внешнего пафоса, очень говорящее имя - собрать такую штуку оказалось ой как непросто.
Этот "дедушка" самодельных авто появился на свет в далёком 1964 году, когда его создатель, московский инженер (снова!) по фамилии Кучеренко завершил свой самый ТРУДоёмкий проект. Дело в том, что в этой машине своими руками был с нуля собран стильный кузов (сваркой из подобранных кусочков стали) и даже трёхцилиндровый двигатель (Кучеренко не дождался доставки покупного и сделал свой)!
В дизайне машины угадывается эхо западных моделей: кто-то упоминает старую "Shevrolet Impala", другим видится "Studebaker lark 6". На самом деле, понятное дело, база стояла советская, но вот что именно? История умалчивает. Так или иначе, даже сейчас этот стильный ретромобиль ещё жив и находится в музее, где по-прежнему радует глаз.
4. Футуристическая «Панголина»
Признанный шедевр советского "гаражного автопрома" и ретрофутуристическое откровение от ухтинского инженера (кто бы мог подумать) по имени Александр Кулыгин.
У этой потрясающей модели 1980 года есть ряд достоинств, которые до сих пор поражают воображение - это и крыша, открывающаяся посредством мощной гидравлики, это и цифровой код для запуска двигателя, и клиновидная "Каунтач"-видная форма кузова, и даже выдвижные фары 2+4...
Говорят, что базой этой самоделке стала обычная копейка "ВАЗ-2101", а Кулыгину помогал пионерский кружок Ухты. Кузов авто собран на основе деревянного полноразмерного макета, а потом уже установлен на машину. Так или иначе, дизайн "Панголины" до сих пор радует глаз и навевает мысли о киберпанке и ночном пост-Токио. Разве нет?
Кстати, а откуда такое странное имя? Панголин - это броненосец с узкой мордой и широким туловищем. Очевидно, создатель посчитал их сходство говорящим.
Бонус: если интересно, как "Панголина" устроена внутри, обратите внимание на фото ниже (смотреть в большом размере):
5. Неудержимый «Тритон»
Завершает нашу подборку ещё одна самобытная конструкция, на этот раз - настоящая амфибия! Знакомьтесь, "Тритон" от Дмитрия Кудрячкова. Угадаете, кем он был по профессии? А вот и нет: не инженер, а музыкант!
Уникальность этой машины состоит в её технических решениях. Собранная из пары "Волг" и "Запорожца", эта штука умеет гонять по суше и - убирая колёса в стиле Бондианы - носиться по воде на скорости в полсотни км/ч. Интересно, что в воде в работу включается самодельный водомётный движитель. "Тритон" герметичен и надёжен, за четверть века он ни разу не давал сбоев или протечек.
Если интересно, прилагаю схему устройства "Тритона":
На этом всё! С вами был канал TopTuning.
Если вам интересны не только советские, но и американские самоделки, обратит внимание на наш рассказ о хотродах!
А если статья понравилась и вы узнали что-то новое, не забудьте поблагодарить нас за работу и поддержать канал лайком. Подписывайтесь, чтобы не забывать прочесть новые статьи. До новых встреч!