Тайлер Рейк — бывший военный, потерявший смысл жизни после смерти маленького сына. Теперь он наёмник, который берётся за самоубийственно сложные контракты в надежде, что во время выполнения очередного заказа его-таки грохнут. И новая работа имеет все шансы стать последней: задание по спасению похищенного сына индийского наркобарона идёт не по плану, и Тайлер должен провести насмерть перепуганного подростка через кишащий врагами город, где каждый встречный пытается всадить им пулю в спину.
По сути, у «Изъятия», нового боевика, выпущенного на платформе Netflix и в российском переводе пафосно озаглавленного «Тайлер Рейк: Операция по спасению», совершенно банальная и вторичная завязка. Да и весь фильм, в целом, предсказуем и прямолинеен. Неубиваемый главный герой продирается по сюжету словно по уровням видеоигры, зачищая всех повстречавшихся на пути врагов, периодически подлечиваясь и направляясь к заранее установленной точке. Уровни перемежаются кат-сценами, позволяющими зрителям перевести дух, после чего повествование снова во весь опор несётся дальше. С каждым новым «уровнем» сложность увеличивается, противник становится изобретательнее, а новые боссы — круче. Всё это, с разными вариациями, мы видели уже в сотне фильмов, начиная от «Заложницы» и «Джона Уика» и заканчивая «Рейдом», и на общем фоне «Операция по спасению» на первый взгляд выделяется только экзотическим сеттингом —- из голливудских фильмов в Юго-Восточную Азию выбирался разве что второй «Мальчишник».
Но как только Тайлер вступает в дело, и на экране проливается первая кровь, фильм мигом выкладывает на стол свои козыри и ты понимаешь, насколько «Операция по спасению» отличается от большинства современных боевиков. Отличается, в лучшую сторону. Это бодрый, жёсткий и жестокий боевик, который крайне ответственно относится к экшену. Сцены погонь, драк, перестрелок и поединков на ножах поставлены зрелищно, динамично и в высшей степени изобретательно. Лишние движения сведены к минимуму, камера всегда выхватывает наиболее удачные ракурсы, а оператора в самый ответственный момент не подводит синдром «трясущихся рук». Отдельной похвалы заслуживает снятая без видимых склеек десятиминутная сцена погони по узеньким улочкам Дакки, во время которой камера словно приклеенная следует за машиной главных героев, а затем и вовсе проникает прямо в салон.
«Тайлер Рейк: Операция по спасению», Netflix, 2020
Благодаря удачным выборам ракурса создателям картины удаётся поддерживать напряжение на максимуме, даже появление новых врагов порой становится для зрителя такой же неожиданностью, как и для главного героя.
Работает на восприятие и тот факт, что авторы с самого начала показывают, что шутить не намерены, со своими героями они будут обходиться крайне жёстко, и в этом мире погибнуть может каждый. Да, главный герой вроде бы кладёт противников пачками, но при этом он сам уж точно не неуязвим, и может словить пулю с той же степенью вероятности, что и остальные действующие лица. Но при всей жёсткости режиссёр старается обходиться без излишней жести и воздерживается от смакования сцен насилия и убийств.
Мастерски поставленные экшен-сцены перестают удивлять, когда узнаёшь, что постановщиком фильма выступил профессиональный каскадёр Сэм Харгрейв. И пусть «Операция по спасению» — его режиссёрский дебют, опыта Харгрейву не занимать. За последние десять лет он проделал огромный путь от дублера Криса Эванса в первом «Капитане Америке» до постановщика всех трюков в последних «Мстителях».
И с точки зрения режиссуры к «Операции по спасению» претензий нет. Фильм обещает мастерски поставленный экшен, и фильм его предоставляет. А что касается вторичного сюжета, так это скорее вина сценариста, и вот это гораздо интереснее, поскольку за сценарий отвечал Джо Руссо, известный голливудский сценарист и один из постановщиков двух последних «Мстителей».
Причём за основу «Операции по спасению» Джо взял собственный графический роман Ciudad, написанный Энди Парксом на основе задумки Джо и его брата Энтони. Фильм сохранил большинство сюжетных линий первоисточника, разве что повествование перенеслось из Парагвая в Бангладеш, да в оригинале Тайлер спасал не тринадцатилетнего пацана, а восемнадцатилетнюю девушку, с которой у него завязывался роман.
Замена девушки на тринадцатилетнего пацана переставляет все акценты в фильме и меняет мотивы поведения самого Тайлера. В фильме он отдаётся изъятию Ови, поскольку видит в его спасении шанс как-то компенсировать свою беспомощность при смерти собственного сына. Причём своего рода родительские связи можно проследить у всех действующих лиц картины. Индийский наркобарон не может позволить, чтобы его сын погиб в руках своего главного конкурента, даже несмотря на то, что он сам сидит в тюрьме, а все счета заморожены. Его правая рука, Саджу, готов на все ради спасения начальственного сына, поскольку босс недвусмысленно намекнул, что от спасения Ови зависит жизнь сына Саджу. И даже Амир Асиф, жестокий и безжалостный босс бангладешеской наркомафии, который и заказал похищение Ови, по-отечески благоволит одному из особо наглых подростков, что работают на него, поскольку видит в нём самого себя в молодости.
Именно эти отцовские чувства и придают героям «Операции по спасению» столь необходимую им глубину. Но самым ярким героем получился юный Ови. Индийский актёр Рудракш Джайсвал отлично передаёт весь аспект эмоций парня, который прекрасно осознаёт, что превратился в переходящий трофей.
Любопытная ирония судьбы — чересчур пафосное русскоязычное название фильма не вполне отражает замысел создателей картины, но отлично отражает доставшуюся ей роль. «Операция по спасению» в прямом смысле спасает зрителей, лишившихся в результате пандемии постоянного притока новых фильмов в кино. Одно только это сделало бы «Операцию» главным боевиком года, но картина Сэма Харгрейва завоёвывает эту роль совершенно заслуженно.
Какая ирония: когда братья Руссо искали студию для запуска этого проекта, все традиционные студии отказали им, поскольку сочли идею недостаточно масштабной. Netflix же рискнул, и не прогадал — судя по всему, в первый же месяц «Операцию» посмотрело 90 миллионов домохозяйств. И это лучший результат в истории сервиса.
А ещё это просто отличное, зрелищное и динамичное кино. Пока что лучший боевик года. А что вы думаете? Вы уже смотрели фильм? Делитесь своим мнением в комментариях.