Уж где только ни пролегал творческий путь искрометного джазового пианиста Чика Кориа! – И по солончакам джазового авангарда, и по топям джаз-рока, и по солнечным холмам Испании.
Пропылен был фанком, обожжён латиной, протащило его юзом и по вредной для музыки и музыкантов дианетике Хаббарда... Всё было. Кроме одного – классической музыки, которую Кориа не любил с самых своих младых ногтей.
- Я играл джаз. Я начинал с него. - Рассказывает Чик. – Мне нравились Бад Пауэлл, Телониус Монк, Хорэйс Сильвер. Классические пианисты меня не вдохновляли. Мне были нужны другие эмоции, нужен другой драйв, другой ритм.
Но, как показывает история, сколько веревочке ни виться, а знакомства с классической музыкой и увлечения сочинениями великих композиторов настоящему джазовому пианисту не избежать. Не стал исключением и всеядный, действительно, бурлящий импровизациями и джазовыми идеями Кориа…
- Да, это случилось в восемьдесят первом году, на одном из фортепианных фестивалей в Мюнхене, - продолжает Чик, - где я оказался единственным джазовым пианистом. Мы и встретились с потрясающим Фридрихом Гульдой, пианистом из Австрии. Он специализировался на музыке Моцарта, Баха, Бетховена, но при этом великолепно импровизировал и довольно уверенно чувствовал себя на территории стиля «би-боп».
Я услышал от кого-то, что Гульда не прочь поиграть со мной дуэтом. Эта идея мне понравилась! С этого всё и началось…
Мы играли вместе, мы импровизировали, мы разгуливали по сцене, пока один из нас солировал. Однажды Гульда начал явно сочинённую каким-то композитором и хорошо проработаннуюпьесу, а я, положив руки и голову на крышку второго фортепиано, заслушался, даже забыл, что мы выступаем дуэтом… Тема была просто великолепна! Она удерживала моё внимание на протяжении всего исполнения!
После того, как концерт закончился, я пожал моему партнеру руку и сказал: это было превосходно, весело! Что это была за пьеса, которую вы играли? Пьеса какого-то молодого композитора, пытающегося возродить классический стиль? Я не большой поклонник такой музыки, но это было действительно свежо! Кто же автор?
Гульда весело посмотрел на меня: не узнал? Это же Моцарт!
Для меня это прозвучало, как вспышка молнии! Я испытал шок. – Моцарт? Это был Моцарт?!
Это словно разбудило меня. Гульда, увидев мою реакцию, уже через месяц прислал мне мини-партитуру концерта Моцарта для двух фортепиано. В письме содержалась приписка: ты играешь вторую партию. Присоединишься ко мне через четыре месяца, в Амстердаме. Сыграем на Фестивале Моцарта… И я принял вызов! Мы сделали это. Концерт был записан. С этого момента я стал настоящим фанатом герра Моцарта! Это бы незабываемый период моей артистической жизни.
И действительно, в дискографии Чика Кориа есть несколько альбомов с музыкой этого австрийского композитора. Не с его сочинениями в чистом виде, а именно импровизаций на темы Моцарта, в том числе и записанные с таким выдающимся вокалистом, как Бобби МакФеррин.
Однако, как утверждает сам выдающийся пианист-импровизатор, он придает огромное значение работе с нотными записями композиторов-классиков. «Через эти ноты, - признаётся Кориа, - эти значки композиторы прошлого обращаются прямо ко мне. Работая с нотными записями, я чувствую прямую связь с Моцартом».
В своём новом альбоме, который будет представлен в конце августа этого года, Чик общается с целым сонмом Великих – всё с тем же Моцартом, Скарлатти, Шопеном, Скрябиным, Гершвином, а также со своими джазовыми предшественниками – Телониусом Монком, Биллом Эвансом. Естественно, добавляя себя. Или выстраивает целые диалоги между своими героями.
Так, например, открываться альбом «Play», а именно так будет называться новая работа ветерана, будет сонатой Моцарта, которая в какой-то момент сольётся с гершвиновской пьесой "Someone to Watch Over Me." Но это будет очень бережная импровизация, настроение и мелодика Гершвина, растворённые в лирике Моцарта.
Кстати, смех смехом, а такой знаменитый джазовый музыкант, который уж точно кое-что понимает в импровизации и установлении живого контакта с публикой, считает одним из самых выдающихся импровизаторов-коммуникаторов… Майкла Джексона! А вместе с ним и поп-соул-фанк-икону Стиви Уандера!
Правда, не забывает мистер Кориа упомянуть и про своего верного партнера, непревзойдённого вокалиста-импровизатора-коммуникатора Бобби МакФеррина.
Мне же удалось побывать всего на одном концерта Кориа. Он выступил в Зале Чайковского в Москве, представляя свою новую запись с банджоистом Белой Флеком. Прекрасно, но все-таки были в его карьере концерты и поинтереснее. Например вот эта DVD-коробка - Chick Corea - Rendezvous In New York.
В моей коллекции имеются практически все записи Чика-великолепного. Он - один из моих любимых джазовых артистов. Скепсис и отторжение вызывают только его забавы на полянах джаз-рока. Но... мода прошла, и Чик вновь взялся сеять свои разумные, добрые и вечные импровизации.
Пожелаем ему долгих лет жизни и... нового альбома!
Искренне Ваш, Лев Комов.
В ближайших выпусках канала "5 лучших!" я буду рассказывать о других своих любимых виниловых пластинках и компакт-дисках.
Подписывайтесь на "5 лучших!"