Михаил Иванович был вторым сыном одного из последних удельных правителей – князя Ивана Воротынского, принадлежавшего к династии Рюриковичей. Отец Михаила был при Иване Грозном думным боярином. Как потомственный князь, Иван Михайлович Воротынский владел обширными земельными владениями, центрами которых были города Старый Одоев, Новосиль и Перемышль (сегодня одноимённое село в Калужской области).
Летом 1534 года Иван Воротынский, ложно обвинённый в измене и тайном сговоре с литовцами, вместе со своими тремя сыновьями был арестован, лишён своего удела, а затем отправлен в ссылку в Белоозеро. В июне 1535 года Иван Воротынский, заточенный в темницу, скончался. Поскольку вины своей князь так и не признал, сыновей его выпустили на свободу. Отцовский удел был разделён между сыновьями, и Михаил получил свою законную треть.
С двадцати лет Михаил был на царской службе, начав с должности великокняжеского наместника в Костроме. Боевым крещением для него стало участие в походе против крымских татар в 1543 году. В дальнейшем по 1547 год Воротынский занимал должность главного воеводы Беляева, Калуги, Ярославля, Васильсурска.
В 1547 году царь Иван IV Васильевич привлёк Михаила к участию в своём первом походе на Казань, доверив воеводе полк правой руки. Из-за поспешности и слабой подготовки первый и второй поход (1549 год) полным успехом не увенчались, но для Воротынского они стали источником богатейшего опыта военачальника.
Во время решающего похода на Казань летом 1552 года Михаил Воротынский уже возглавлял большой полк. Он умело руководил осадой Арских и Царевых ворот, постоянно бывая на передовой и участвуя в схватках, получив несколько ранений. 30 сентября бойцы большого полка форсировали ров и захватили Арскую башню. 2 октября начался решительный штурм крепости. Ратники Воротынского во главе со своим воеводой одними из первых ворвались на улицы Казани, завязав упорные бои, которые привели к падению столицы ханства.
За отличия при осаде и штурме Казани Воротынский получил титул ближнего думского боярина государева и звание «царского слуги», как гласил указ Ивана Грозного, «то имя честнее всех бояр, а дается то имя от государя за многие службы». С 1553 года Михаил Иванович был воеводой на южных рубежах Московского государства, укрепляя пограничные заставы и оборонительные линии в Коломне, Свияжске, Серпухове, Кашире, Одоеве, Туле.
В 1559 году Воротынский успешно отразил под Тулой набег крымских татар, которые во второй половине ХVI века стали главной и постоянной угрозой для Русского царства. Самым опасным противником Москвы на долгие стал крымский хан Давлет-Гирей, чьи орды ежегодно вторгались в московские владения со стороны Дикого поля. Особенно мощным был набег крымчан летом 1562 года. Михаил Иванович сумел остановить кочевников у стен Мценска и разбить их.
Едва татары отступили, как царские опричники арестовали воеводу по ложному доносу. Памятуя о былых заслугах «царского слуги», Воротынского сослали вместе с семьёй в далёкое Белоозеро, а все имения боярина конфисковали. Бесконечные набеги крымских орд Давлет-Гирея, а также неудачи в ходе Ливонской войны, заставили Ивана IV Васильевича вернуть на ратную службу.
В 1566 году Воротынский был назначен воеводой в Коломне и Серпухове. Именно тогда он начинает работу над «Боярским приговором о станичной и сторожевой службе» – первым официальным в истории Руси уставом пограничной и охранной службы. Этот устав сохранил свою актуальность до военных реформ Петра I.
В 1569 году Воротынский сумел отразить совместное нашествие на Астрахань турецкой регулярной армии (17 000 янычар и сипахов при 100 пушках) и крымской конницы (около 15 000 всадников). Весной следующего года Михаил Иванович отогнал 30-тысячное войско Давлет-Гирея от предместий Рязани Каширы. За эти боевые успехи царь в своём специальном «наказе» назначил князя Воротынского главным воеводой «всей крымской окраины».
Весной 1571 года крымский хан привёл на Русь уже 40 000 своих воинов. Он намеревался двинуться прямо к Москве, но Михаил Иванович перехватил врага на Таганском лугу, где помощи пищалей и пушек обратил кочевников в бегство. Крымский хан, несмотря на череду неудач и поражений, упорно стремился дойти до Москвы. В июне 1572 года Давлет-Гирей начал свой решающий поход против Московского государства, поведя за собой огромную армию (по русским летописям – 120 000, на самом деле – около 50 000).
Крымские конные лавы сумели прорваться через пограничную засечную черту. В решающей битве у деревни Молоди (50 км от Москвы) 28 июля стрельцы и поместная конница разгромили передовой вражеский отряд, возглавляемый сыновьями Давлет-Гирея. 30 июля на отряд Воротынского и воеводы Дмитрия Хворостинина обрушились главные крымские силы. Русские, применив «гуляй-город» – передвижную крепость на колёсах, сделанную из толстых крепких досок, заранее сбитых в щиты, отразили все яростные атаки Давлет-Гирея.
До 3 августа крымские отряды беспрестанно атаковали «гуляй-город», потеряв несколько тысяч своих отборных воинов, а также десятки знатных мурз и военачальников. В плену оказались последний из астраханских ханов, начальник крымской конницы и один из предводителей ногайских татар. Видя, что кочевники истощили свой военный потенциал, Воротынский, после артиллерийской подготовки повёл своих бойцов в контратаку, вновь крайне эффективно использовав пищали.
Девлет-Гирей и его мурзы обратились в бегство, увлекая за собой всю кочевую орду. Назад в Крым вернулось лишь около 20 000 татарских воинов, все прочие погибли или оказались в плену. Блестящая победа при Молодях стала последней битвой Михаила Воротынского, принеся ему всенародную славу.
Первоначально Иван Грозный вознаградил своего воеводу, вернув ему родовую вотчину – Перемышль, конфискованный ещё в 1563 году. Кроме того, Воротынский был пожалован титулом «ближнего царского слуги». Весной 1573 года Михаил Иванович возглавил войско, которое защищало берега Оки от ожидаемого вторжения крымских татар.
Вскоре воевода был неожиданно для всех арестован. Поводом к опале послужил донос холопа, что обвинил Воротынского в намерении околдовать царя и отравить его. Грозный поверил навету, приказав пытать своего лучшего полководца, дабы узнать всю правду. Как позже сообщал в своей переписке князь Андрей Курбский, одержимый манией измены царь приказал арестованного «подвергнут пытке огнём и самолично лично рвал бороду Воротынскому и подсыпал угли к бокам его».
После пыток Михаила Воротынского, что вины своей не признал, отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. 12 июня 1573 по дороге к месту уже знакомой ссылки года Михаил Иванович скончался от полученных ожогов и увечий. Князь Воротынский был похоронен в городе Кашин. В январе 1606 года прах князя был перезахоронен в церкви Равноапостольного Великого князя Владимира Кирилло-Белозерского монастыря.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)