Найти тему
Исторический музей

О мужских париках

Недавно мы рассказывали вам о моде на мужские ноги. В продолжение разговора о том, что носили мужчины несколько столетий назад, мы подготовили небольшой материал о мужских париках.

Парик князя Александра Борисовича Куракина. Художник: Ж.Л Вуаль. 1790 г. ГИМ
Парик князя Александра Борисовича Куракина. Художник: Ж.Л Вуаль. 1790 г. ГИМ

Мода на этот аксессуар появилась в XVIII веке, и на тот момент он являлся очень статусным предметом туалета. Парик был символом просвещенности своего владельца, поэтому, в первую очередь, их носили именно мужчины, так как в то время считалось, что просвещенным может быть только мужчина. Или в крайнем случае императрица.

Парик канцлера Даниила Ивановича Головкина. Репродукция картины конца XIX в. ГИМ
Парик канцлера Даниила Ивановича Головкина. Репродукция картины конца XIX в. ГИМ

Парики были крайне дорогим удовольствием. Дорогим настолько, что, например, в Англии, когда грабители нападали на своих жертв, первым, что они забирали в качестве добычи, был парик, а не кошелёк.

Во времена правления Петра I, когда к нам активно проникает европейская культура, один из богатейших людей своего времени канцлер Даниил Иванович Головкин поддался веяниям моды и купил себе парик. Но носить его не стал. Он повесил его на гвоздь в гостиной, посчитав, что это слишком дорогая вещь, чтобы лишний раз прикасаться к ней.

-3

Самыми дорогими были парики из натуральных волос. Обычно их заказывали несколько, так как на каждое мероприятие следовало делать определённые причёску и укладку. Пока один отдавали цирюльнику, чтобы тот уложил его согласно требованиям предстоящего мероприятия, второй оставался на голове у хозяина.

Модная высокая причёска Анны Кирилловны Васильчиковой. Художник: Ф.С. Рокотов. Конец 1770-х гг. ГИМ
Модная высокая причёска Анны Кирилловны Васильчиковой. Художник: Ф.С. Рокотов. Конец 1770-х гг. ГИМ

По сравнению с модой на огромные высокие дамские прически парики были очень удобным аксессуаром, который с лёгкостью снимался, не доставлял больших хлопот в уходе и, главное, был гигиеничным. Женщины испытывали ужасный дискомфорт от своих накрахмаленных причёсок, ведь их приходилось носить по несколько дней, а это влекло за собой множество проблем. Чтобы дамы могли хоть как-то уснуть, создавались кровати с отделением под голову и шею; нередко в волосах заводили вши и даже мыши, и, чтобы отгонять грызунов и чесать голову, существовали специальные вилочки.

Мода на высокие причёски стала уходить после трагического случая. Во Франции на одном из светских мероприятий во время фейерверка случился пожар. Вместе с помещением загорелись и волосы знатных гостий. В огне погибло около 500 женщин, и с тех пор популярность таких причёсок стала угасать.

Мода на парики менялась в течение всего века. Если посмотреть на портреты первой половины XVIII столетия, то мы увидим в основном распущенные длинные волосы.

Ко второй половине века их стали собирать в хвост и завязывать чёрной лентой - такая причёска получила название «вороний хвост».

К концу XVIII-началу XIX веков о париках уже окончательно забывают, о чём говорят картины, написанные в это время. Изображаемые персоны предстают перед нами с абсолютно естественной шевелюрой.

-7