Найти в Дзене

Сухопутный адмирал - Франц Лефорт.

Имя ближайшего соратника Петра I сохранилось на карте Москвы в виде Лефортовской тюрьмы и Лефортовских казарм. А в истории России его помнят как инициатора и фактического проводника Великого посольства юного государя по столицам Европы. Но, оказывается, «око в Московию» предприимчивый швейцарец «прорубил» задолго до воцарения младшего сына царя Алексея Михайловича.

Европейские офицеры и специалисты в Московию стали вербоваться задолго до рождения самого прорубателя «окна в Европу». Через Архангельск в Москву ехали сотни амбициозных дворян и пронырливых промышленников… Вот в общем ряду с ними и прибыл в Архангельск на голландском судне, уроженец Швейцарии, сын купца – Франц Яков Ля Форт (так боле точно звучит его имя). Неожиданную страницу в его «русской биографии» дало изучение архива Главного Штаба Российской Империи, точнее дело № 1675 из военно-походного журнала графа Бориса Петровича Шереметьева. Будущий «любезный друг» первого русского императора впервые увидел русскую землю, когда сам «Петр Великий» буквально под стол пешком ходил. Младшему сыну Царя было всего три годика, когда летом в 1675 году в Архангельск прибыли 15 офицеров, в числе коих был и капитан пехоты Франц Яков Ля Форт. В истории сейчас все считают его уроженцем Швейцарии, а тогда он почему-то назвался уроженцем Пруссии из города Данцига. Хотя предки Ля Форта происходили из итальянских дворян, и сын купца выслужил офицерский чин в швейцарской гвардии. Полгода иноземцы обивали пороги царских подъячих, но вакансий не получили. В итоге капитан Ля Форт убрался домой, но мысль о богатой Московии уже не оставляла его. В 1682 году он вернулся в Россию вновь, и тут уж его карьера взлетела, как охотничий сокол. Его, по ходатайству Женевского Сената, «взял под крыло» известный «западник» XVII-го века князь Борис Голицын. Лефорт (на Руси упростили произношение фамилии) отважно сражается в Крымском походе – командуя Елецким пехотным полком. Может быть, так бы он и прослужил бы до почетной и сытой отставки, да случился в царстве Московском очередной династический сбой.

Борис Алексеевич Голицын - российский политик, боярин, государственный деятель времён царевны Софьи и Петра Великого, руководитель приказа Казанского дворца, воспитатель юного Петра.
Борис Алексеевич Голицын - российский политик, боярин, государственный деятель времён царевны Софьи и Петра Великого, руководитель приказа Казанского дворца, воспитатель юного Петра.

Младшего сына царя Алексея Михайловича – Петра, изначально никто в самодержцы не готовил. Никто и подумать не мог, что так рано скончается бездетным его старший брат – Государь Федор Алексеевич, что быстро умрет бездетным его второй брат – Иван. Историки сговорились считать его больным на голову, но писали-то они свои «открытия» по прямому заказу поклонников «Петра Великого». Столь быстрые смерти братьев, молодых людей, наводят на подозрения - не «помогли» ли им так рано уйти из жизни? Старшая сестра Петра – царевна Софья почуяла неладное и попыталась открыто защитить престол династии Романовых. Но к перепуганному Петру прибыли на помощь его заморские союзники и защитники: шотландец Патрик Гордон и швейцарец Франц Лефорт… Последний имел все основания благодарить Софью Алексеевну и мятежных стрельцов. С того дня Франц Лефорт стал тенью молодого государя Петра Алексеевича.

СУХОПУТНЫЙ АДМИРАЛ.

Между молодым царем и бывалым рубакой Лефортом разница в возрасте составляла 17 лет. Впрочем, Лефорт так бы и остался лишь одним из массовиков-зайтейников царя, если бы не его идея и ее реализация. Идея, известная нам сейчас, как «Великое посольство» в Европу 1697-1698 гг.

-3

В Европе придворные и горожане столиц отмечали необычайную роскошь, которой окружал себя «генерал-адмирал» и секретарь Великого посольства Лефорт. Ел как в сказке, на серебре и золоте, разъезжал в богатой карете. Имеющие вкус к роскоши, парижские модники отметили, что у царского любимца более 70 нарядов, а парадный мундир так осыпан драгоценными камнями, что оценить его никто не берется. Лефорт утер нос всем своим швейцарским родственникам и скептикам – вот как выгодно служить "русским варварам"!

По возвращению из Европы в Сухаревой башне стала заседать ложа «Нептун». В коей швейцарский бродяга Лефорт был Мастером, а Государь Всея Руси Петр Алексеевич всего лишь вторым надзирателем ложи. Всего лишь вторым.
По возвращению из Европы в Сухаревой башне стала заседать ложа «Нептун». В коей швейцарский бродяга Лефорт был Мастером, а Государь Всея Руси Петр Алексеевич всего лишь вторым надзирателем ложи. Всего лишь вторым.

Генерал-адмирал Франц Лефорт скончался всего 42-х лет от роду. Никто из чужеземцев, кроме него, не сумел так возвыситься над страной и ее Богопомазанным Государем. Это был подлинный Мастер.

Александр Смирнов специально для проекта Аллея Российской Славы.

Пишите комментарии, ставьте лайки, и подписывайтесь на наш канал.