От вирусологии отвлек главный храм Вооруженных сил в Кубинке, посвященный 75-летию Победы, “а также ратным подвигам русского народа во всех войнах…”.
Общественность взволновали элементы убранства, на которых красуется не Небесное, а вполне земное начальство: “мозаики с изображением господина Путина и ряда других российских политиков и чиновников, в том числе министра обороны Сергея Шойгу, спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, председателя Госдумы Вячеслава Володина, секретаря Совбеза Николая Патрушева, директора ФСБ Александра Бортникова и начальника генштаба ВС Валерия Герасимова”.
В результате протестов с разных сторон, в т.ч. сверху, где такое чинопочитание сочли чрезмерным, мозаику демонтировали. Жаль: ценный источник для археологов будущего.
А волнение непонятно. В том Средневековье, к которому нас отсылают как к источнику христианских добродетелей, считалось вполне нормальным украшение церкви светлыми образами царей, вельмож и прочих донаторов-спонсоров.
Знаменитый храм Святого Виталия в Равенне: “Конху апсиды занимает образ юного и невыразимо прекрасного Христа… Ниже, на северном и южном простенке апсиды, лицом друг к другу, представлены групповые портреты императора Юстиниана и императрицы Феодоры в окружении придворных… По левую руку от Юстиниана изображен полководец Велизарий, одержавший блистательные победы для византийской короны; за ним молодой патриций и юноши в одеждах императорской гвардии, стоящие сомкнутым рядом за огромным щитом… На противоположной стене - царственная Феодора в пурпурной мантии… По правую руку от Феодоры изображена подруга и главная фрейлина, супруга Велизария, Антонина… По левую руку два евнуха из свиты… Все изображения исторических персонажей прижизненные: считается, что образы Юстиниана и Феодоры мастерски скопированы с царских портретов, рассылавшихся из столицы”.
В Киеве “особую ценность среди фресок Софийского собора составляет групповой портрет семьи Ярослава Мудрого”. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: “Идея “богоизбранности” верховной власти выражена еще и в том, что головы князей очерчены нимбом святости…”
И т.п. Нынешние хотя бы без нимбов (и без евнухов).
Так что напрасно журналисты пугают “новой религией России”, в которой предметом культа стали “священные образа Путина, Шойгу и Сталина”. Ничего нового!
Другой вопрос: при чем тут Христос? Как храм его Воскресения может быть “храмом воинской славы”? Возможные аналогии: “халяльный портвейн”, “научная астрология”, “коммунистическая монархия”. Не в обиду сказано: всякое бывает (вот в Северной Корее до сих пор передается по наследству самодержавная коммунистическая власть).
Наверное, правомерно осмысление событий 1945 г. с христианской точки зрения, ведь тогда удалось справиться с абсолютным злом. Но главную роль в Победе сыграл все-таки красноармеец-атеист. Навязывать ему нынешнюю конъюнктуру как-то невежливо. То же касается и Христа, который был максимально отстранен от всякой земной власти и ее воинской славы (Евангелие от Матфея, 26 и др.). С Христом тоже не обязательно соглашаться, можно считать его позицию наивной, непрактичной, “не от мира сего”, но в любом случае она достойна уважения. Зачем подклеивать к Евангелию отсебятину типа “союз русского оружия и Русской Церкви”?
Понятно, что любое учение, даже самое возвышенное, распространяясь в обществе, изменяется. Особенно - если оно стало государственной идеологией. Так что не удивительны в средневековом христианстве элементы язычества, причем не лучшие, как то императорский культ: поклонение природе было бы уж всяко симпатичнее, да и полезнее.
А православных долго пугали “ересью экуменизма” (“ересь” состояла в том, чтобы не позорить общего Учителя междоусобными склоками). И сами не заметили, как в пылу борьбы с “инославными” христианами открыли дорогу действительно широкому, просто безбрежному смешению религий.
Илья Смирнов, историк
Не забывайте подписываться на наш канал!
Еще больше новостей по социально-трудовой тематике вы найдете на сайте газеты - www.solidarnost.org