1. Первая причина состоит в том, что мысли о собственной выгоде отравляют отношения с другими людьми.
Тим Кассер выступил командой с еще одним профессором, Ричардом Райаном, который был его союзником с самого начала. Они детально изучили жизнь 200 человек и пришли к следующему выводу:
Чем больше люди становятся приверженными материальным ценностям, тем короче и менее качественными будут их отношения с другими. Если человек ценит людей по внешнему виду или по впечатлению, которое они производят на других, легко понять, что он с радостью отвернется от них, как только появится кто-то более впечатляющий.
В то же время, если человека интересует в других только внешняя сторона, легко понять, почему вокруг него не так много людей. Они так же легко отворачиваются от него. У таких людей будет мало друзей и мало связей, и они не будут задерживаться надолго.
2. Второе заключение относится к еще одной перемене, имеющей место, когда человеком движут нездоровые ценности.
Каждый день по крайней мере полчаса Тим играет на пианино и поет, часто со своими детьми. Единственная причина – ему нравится заниматься музыкой. В хорошие дни музицирование делает его удовлетворенным и веселым. Он чувствует, как растворяется его эго, и он просто живет настоящим моментом.
Существуют веские научные свидетельства, что мы все получаем больше всего удовольствия от того, что называется «состоянием потока». Это такие моменты, когда мы погружаемся в то, что нам нравится делать, и в этот миг нас уносит по «течению». Это свидетельство того, что мы можем сохранять чистые истинные мотивации, которые испытывает ребенок во время игры.
Когда Тим исследовал убежденных материалистов, он заметил, что они заметно реже пребывают в состоянии потока, чем остальные. Почему такое случается?
Кажется, он обнаружил, в чем дело. Представьте себе, если бы Тим играл на пианино каждый день и постоянно думал: «А я самый лучший пианист в Иллинойсе? Люди будут аплодировать моему выступлению? Мне заплатят за него? Сколько?» Внезапно его радость сокращалась бы. Вместо того чтобы раствориться, его эго обострялось и выпячивалось бы.
То же начинает происходить, когда человек становится более материалистичным. Если он занимается чем-то не ради самого дела, а чтобы произвести эффект, то не может расслабиться в момент удовольствия. Он непрерывно мониторит себя. Эго вопит как будильник, который никак не получается отключить.
3. Чересчур материалистичный человек всегда вынужден думать: «Как люди оценивают меня?» Это заставляет его фокусироваться на мнении других и похвале в свой адрес. Он не может не беспокоиться из-за того, что люди думают о нем и собираются ли они предоставить ту награду, которую он ждет. Это очень тяжелая ноша по сравнению с тем, что его по-настоящему интересует.
4. У любого из нас есть врожденные потребности – чувствовать связь с кем-либо, свою значимость и безопасность, быть интересным миру, иметь автономию, ощущать себя способным на что-либо.
По мнению Тима, материалисты менее счастливы, потому что стремятся к той жизни, которая меньше всего удовлетворяет эти потребности.
Что нам по-настоящему нужно, так это связи. Но в нашем обществе говорят, что нужен статус и прочее. А разрыв между двумя этими сигналами – от себя и от общества – и есть депрессия и тревога, которые усиливаются по мере того, как истинные потребности остаются неудовлетворенными.
Чтобы понять, нужно нарисовать все ценности, которыми человек руководствуется в жизни, в виде пирога. Тим объясняет, что каждая ценность, которая у него есть, это слой пирога.
Например, он имеет слой духовности, семейный слой, денежный слой, слой жизнелюбия и т. д. У нас у всех есть все слои. Когда человек становится одержим материальной стороной жизни и статусом, этот слой увеличивается. А чем больше становится один слой, тем меньше должны стать другие. Поэтому если он сосредоточен на высоком положении и вещизме, остальные части пирога, которые отвечают за взаимосвязи, поиск знаний, стремление сделать мир лучше, съеживаются, освобождая место.
Из книги "Пункт назначения: Счастье" Йоханна Хари