В прошлой статье мы рассказали об отношении китайцев к соли и сахару, а также выяснили, что лучшей мерой оценки ваших продуктов перед импортом будет проведение дегустаций с целевой аудиторией за рубежом. Казалось бы - простая истина, но многие недооценивают важности этих тест-драйвов. Коррекция рецептуры продукта потребует денег, но на выходе - огромный беспрепятственный рынок Китая.
Сегодня мы поговорим о представлении китайцев о здоровой еде и рынке органики.
Читать далее на сайте полную версию статьи с возможностью заказать бесплатную консультацию
Здорова еда – это свежие продукты
Здоровая еда - это, прежде всего, безопасная еда. Несмотря на то, что в Китае стандарты и правила, касающиеся безопасности пищевых продуктов, совершенствуются год от года, доверие китайских потребителей подорвано серией серьезных скандалов на почве недоброкачественного производства продуктов. Например, широкую огласку получил "Меламиновый скандал"- шокирующее дело 2008 года об использовании меламина в детской молочной продукции китайской компании "Саньлу". Массовое возникновение неофициальных источников (в западных СМИ, блогеров и диванных экспертов) добавили жителям Поднебесной скептицизма о качестве потребляемой еды.
В Америке и ЕС уверены, что органическая еда здоровее и безопаснее, как для человека, так и для окружающей среды. Ее наделяют чуть ли не магическими свойствами, хотя никаких гарантий не дают, а польза органики для здоровья научно не обоснована. В этих странах процесс сертификации и производства органических продуктов регулируется органами безопасности пищевых продуктов - Министерством сельского хозяйства США или Европейской комиссией соответственно. В России тоже есть адепты органики, однако до недавнего времени не было официальных определений понятий органический, биологически-, экологически- чистый, а на продуктах было запрещено использовать такую маркировку. Только в 2020 году вступил в силу закон, определивший понятие органики и регламентирующий производство в России органической продукции.
В Китае, все из-за тех же продовольственных скандалов, люди скептически смотрят на органическую еду. Не так давно, правительство разработало единую систему регулирования производства органической еды. После сертификации продукта, на него наклеивают специальный код - электронный паспорт продукта, отсканировав который, покупатель может посмотреть всю историю выращивания, производства и упаковки.
Органы сертификации органических продуктов питания ежегодно проверяют, так как сохраняется вероятность присвоения "зеленого" звания некачественной еде ради наживы. Различные подпольные фирмы тоже распространены. Все это нанесло вред упорядоченному развитию рынка органической промышленности и бросило тень сомнения на натуральные продукты питания.
Общие знания о здоровых продуктах сводятся к постулату "меньше масла, меньше сахара, меньше соли". Здоровая еда – это свежая еда, минимально термически обработанные блюда (готовят преимущественно в воке – быстро обжаривают еду на сильном огне), сезонная продукция без лишних добавок. Кажется, что понятия о здоровой еде в Китае ни чем не отличается от российского понимания. Разными остаются вкусовые пристрастия (не каждому европейцу понравится вкус сладкого мяса) и традиционная гастрономия.
При выводе своих продуктов на рынок Китая необходимо знать и учитывать вкусовые пристрастия клиента. Не нравится вкус? Не беда, возможно, понравится инновационный метод приготовления продукта или ваш продукт сможет стать частью привычных для китайцев блюд – этим тоже можно торговать!
Часто, в основу понимания "о вкусной и здоровой пище" входят знания, подчерпнутые из китайской традиционной медицины. Традиционная медицина состоит из двух разделов – лекарственная терапия и диетотерапия, большая часть которой сводится к понятиям горячей и холодной пищи (схоже с представлениями о влиянии холодной и горячей пищи на здоровье в Аюрведе, если вам ближе это сравнение). Правильно питаться – значит соблюдать баланс, нарушение которого ведет к заболеваниям. Жители Поднебесной не любят холодной пищи и напитков - в ресторанах обязаны подавать горячую воду к заказу, а при заказе пива вас на полном серьезе спросят "Теплое или холодное?". Существует целый Регламент, разделяющий горячую пищу и холодной (например, краб - это холодная еда, а баранина - горячая еда). Не будет лишним изучить его, если стоит задача составления меню для китайцев, например на борту самолета. Важно балансировать прием холодной и горячей еды, комбинировать и балансировать вкусы. Последнее особенно отражается на тех продуктах, которые пользуются популярностью среди китайцев.
Из-за частых продовольственных скандалов, потребители в Китае рассматривают иностранные продукты питания и напитки как более безопасный и здоровый вариант. Однако, иностранные фирмы, планирующие импорт продуктов, должны быть осведомлены, что в настоящее время Китай не признает международные стандарты для органических продуктов питания и разрабатывает собственные национальные стандарты. Дополнительная сертификация сказывается на конечной стоимости товара, и не у всех есть средства, чтобы позволить себе на постоянной основе питаться иностранными товарами.
Итак, китайский потребитель не такой простой, каким кажется, с особым отношением к сахару, соли, взглядом на органические продукты. Также нужно учитывать все тонкости импорта продуктов питания и тщательно подходить к стратегии выхода на рынок. Иностранные компании должны искать свою нишу, определенный сегмент продуктов, уметь адаптироваться, находить ниши и пробелы на внутреннем рынке Китая.
В следующей статье рассмотрим, какие сегменты рынка продуктов выросли на фоне вспышки коронавирусной инфекции, и какие изменения грядут для производителей пищевой продукции. Следите за обновлениями!