Найти тему
Арпад Валдаж

Сравнение финно-угорской и славянской этнопсихологии

Оглавление

Вступление

Вообще говоря, этот блог не является полностью финно-угорским, поскольку для такого рода исследований надо быть в некоторой мере индоевропейцем, чтобы уметь вести анализ, о чём также будет сказано ниже.

Поскольку автор этих строк родился в Подмосковье, и мать которого культурно является чисто эрзянкой (хотя не является таковой по крови, но у меня есть основания говорить об этом), и автор жил и развивался в индоевропейском русском сообществе, автор всё-же имеет некую долю индоевропейскости, хотя в основе своей автор - эрзя, и достаточно большую часть времени автор проводит за пением песен и творчеством.

Сравнение

Согласно одной из классификаций относительно строения человеческого сознания, выделяют два типа: экстраверты и интроверты. Экстраверты – это люди, которые направлены на внешний мир, а интроверты – на внутренний.

Понятно, что и те, и другие встречаются и у славян, и у финно-угров. Однако, если мы рассматриваем славянский тип поведения и финно-угорский тип поведения, то любое понятие, обозначающее какую-либо черту, нужно сразу делить надвое, потому что причины, а тем более, проявление той или иной черты у того и другого народа совершенно разные.

Если говорить совсем по-простому, то финно-угр живёт душой и сердцем, а индоевропеец - разумом. И причём нельзя сказать, что индоевропеец в этом плане лучше финно-угра, дескать, финно-угр неспособен жить в жестоком мире, где нужно всех перехитрить. Вообще, жестокость мира пришла именно с индоевропейцами, и именно представители индоевропейских наций фигурируют в криминальных сводках финно-угорских стран, как искусные мошенники.

По моему личному убеждению, право индоевропейцев на правление миром не только оспоримо, но и не является только их правом. Индоевропейцы всегда стараются доказать всем, что именно они должны являться источником справедливости. И всё это ради того, чтобы быть более уважаемым, и обессмертить своё имя (о чём я писал в прошлом блоге). Причём даже между собой они постоянно тягаются в понимании справедливости.

Всего этого нет у финно-угров. Они живут здесь и сейчас, не строя планов на будущее. И индоевропейцы, в данном случае, наносят ущерб своими власто- и честолюбивыми притязаниями финно-угорскому обществу, поскольку финно-угорское общество устроено иначе.

Финно-угров не интересуют какие-то далёкие идеи, их интересует то, что имеется здесь и сейчас.

Хочется сделать небольшое политическое отступление.

На мой взгляд, нынешние российские власти успешно этим пользуются, выжимая из регионов все соки, и стараясь переправить всю Россию в Москву. Я не знаю, делается это специально или по незнанию, но если специально, то это просто блестящая операция по уничтожению всех народов, которые проживают на территории России. В регионах жить из-за этого невозможно, и люди, естественно, туда рвутся, говоря: "зачем нам эрзянский язык? Разве он позволит моему сыну поступить в московский вуз?". Сам факт того, что родители думают о том, как отправить своего сына в московский (!!!) вуз, говорит о том, что эта (может быть) мошенническая схема по уничтожению других народов работает просто блестяще.

Если рассматривать индоевропейца в целом, то можно сделать вывод, что основной чертой его является именно «достичь цели». Целью здесь является какая-то условно недостижимая, будущная цель, ради которой можно бороться.

Если рассматривать славянскую интроверсию (и индоевропейскую в общем), то здесь надо отметить такие черты, как желание разобраться в каком-либо предмете, классифицировать его. Причём для интроверта-индоевропейца, в отличие от экстраверта-индоевропейца центральным является именно желание понять, разобраться. Т.е. налицо будущная цель – сделать непонимаемое понимаемым, чтобы тем самым это принесло удовлетворение такому человеку.

Если рассматривать славянскую экстраверсию, то центральным у такого человека является желание изменить мир вокруг себя, сделать его более красивым, справедливым. И для этого экстраверт может начать использовать различные парадигмы, в частности, созданные интровертами, например, коммунизм, или либерализм.

Теперь перейдём к финно-уграм. Финно-угорская интроверсия проявляется как тяга к искусству. Любое искусство – своего рода медитация. Когда человек занимается искусством, он познаёт сам себя. Здесь проявляется очень большое отличие от индоевропейского сознания: они стараются понять то, что есть сейчас, т.е. они не целеполагают, они действуют, и получают удовольствие в процессе. И если у индоевропейца какой-либо процесс имеет точку завершения, то у финно-угра процесс может быть бесконечным.

Нельзя сказать, что финно-угр совершенно не умеет ставить целей. Но он ставит цели реальные, а не абстрактные.

Финно-угорская экстраверсия проявляется как бесконечное влечение к чему-либо ныне существующему, например, президенту, детям, или партии. При этом, они, как правило, совершенно не разбираются в особенностях парадигмы, они ловят удовольствие от причастности ко времени сосуществования с чем-либо. К примеру, эстонские националисты очень трепетно относятся к своему народу, однако, они не ставят цель сделать из своего народа что-либо.

Теперь рассмотрим примеры.

Одним из примеров индоевропейской экстраверсии являются бесконечные украинские революции и русское протестное движение (я имею в виду ту самую «болотную» несистемную оппозицию). Для представителей «индоевропейской экстраверсии» характерно то, что они видят великое будущее где-то вдали, например, «после смены режима». В отличие от них, финно-угры таких планов не делают. У финно-угров логика работает по-другому. Они могут жить и работать при любом режиме, лишь бы им давали именно жить и работать. Однако, если они видят, что кто-то мешает им работать, они начинают выражать протест совершенно другими, творческими способами, например, петь. Финно-угорские экстраверты, естественно, тут же примыкают к этому движению, считая его более привлекательным, и тоже начинают петь. Это очень хорошо сработало на примере певческой революции 1988 года. И надо отметить, что эта революция в основе своей имеет совершенно другие корни, чем все украинские майданы. Нельзя сказать, что певческая революция не имела цели. Цель была – восстановление независимости. Хотя до последнего эстонцы боролись за единство именно Советского Союза, в частности, на одном из съездов КПСС именно эстонцы предложили способ, как сохранить Советский Союз – перейти на хозрасчёт. Когда Горбачёв протянул резину и не принял эту поправку, только тогда у эстонцев лопнуло терпение. И эта цель возникла спонтанно, и не являлась какой-то эвфемерной целью. Это была несложная, по сути, юридическая процедура, и отношение к ней было примерно такой-же. Людей интересовал не столько факт обретения политической независимости, сколько толпы русских, приехавших туда без высшего образования, как бы сейчас сказали, «на стройки», и которые демонстрировали пренебрежение эстонскими порядками. Это бесило людей куда больше, и поэтому сам по себе факт «обретения независимости» был просто ответной реакцией, пустышкой, которая для самих эстонцев особого смысла не имела, и о которой никто даже и не думал.

В Украине же всё происходило по иному сценарию, и уже за полгода до Евромайдана были различные протестные движения на самой площади Независимости (ТС или ЕС). Для украинцев важен факт причастности к какой-то неясной будущной идее, например, «европейскости». То есть, будущной в том плане, что её сейчас нет, но она будет, и для этого нужно свергнуть режим. По сути, украинцам нужна «справедливость», которая также является идеей совершенно неясной по содержанию. Что назвать справедливостью? Если смертная казнь убийце является справедливой для всех людей, является ли она справедливой для самого убийцы? Полагаю, что нет. Поэтому, понятие справедливости – сугубо личное понятие, и, если говорить о какой-то глобальной справедливости, то здесь речь идёт, скорее, об остадлении людей, т.е. оно идёт на основании предположения, что люди одинаковы, и они живут одним и тем же.

Остадление непонятно финно-уграм. Но и нельзя сказать, что у них нет чувства справедливости, и оно даже может быть общим. Но оно не является самоцелью. Нет такой цели у финно-угров, как перейти к более справедливому порядку. Если какой-нибудь убийца убил финно-угра, то финно-угры его растерзают, особо не размышляя о справедливости. Понятно, что если говорить о терроре, то террор вызывает неприятие у всех: и у финно-угров, и у славян, и реакция будет похожей у обоих народов.

Меня часто упрекают в том, что я рисую финно-угров слишком миролюбивыми. Но это не так. Финно-угра, как и любого человека, можно вывести из себя, и такой финно-угр становится зверем, который уничтожит всё вокруг себя. Примером этого является конфликт в Кондопоге. Этот конфликт был вызван убийством, т.е. вполне конкретным действием.

UPD. Причины, побудившие меня написать этот пост.

Вчера до 3 часов ночи спорил с одним украинцем, который живёт в Израиле и лепит из себя эрзю. Среди мыслей, которые он изрёк, были: нужно требовать, бороться и свергать власть, которая подавляет, и не терпеть тонны говна! Мы, украинцы (~эрзя), гордые, мы не позволим себя втаптывать в грязь. И если у украинцев получилось (?) получить с помощью майдана (??) безвиз (?!!), то и эрзя должны (???) стремиться в данном направлении и требовать от власти... итд итп.

Кроме того, эн времени назад у нас в многоквартирном доме завелись беженцы из донбасса, которые первым делом бросились свергать главу совета дома, а затем они своей целью ставили засудить «мошенническую управляющую компанию», обвиняя главу совета дома в коррупции, хотя никаких поводов для этого он не давал (кроме как – не поставил помойку относительно дома так, как они хотели, и не поставил шлагбаум. И из этого они уже сделали далекоидущие выводы). При этом, данные украинцы не платили по счетам за коммунальные услуги.

Далее, я читал про одного православного чукотского батюшку с украинской фамилией, который обвинял патриарха и всех вокруг стоящих батюшек в сребролюбии, и который пытался расколоть церковь.

Я не могу обвинять украинцев в том, что они творят у себя на родине. Это их личное мнение, их страна, пускай что хотят там, то и творят. Пусть свергают, пусть иссвергаются. Но какого чёрта они лезут в финно-угрию, в Россию, куда угодно, и начинают там поднимать протесты на украинский манер? Я этого понять не могу. Финно-угрия – это другая сущность. Если им кажется, что весь мир работает абсолютно по одним и тем же законам, то это не значит, что весь мир работает абсолютно по одним и тем же законам.

Кстати, такое своеобразное поведение характерно не только для украинцев, я спорил с одним русским, коренным москвичом. Он меня убеждал, что только коммунизм может стать основой для развития страны, и для этого надо свергнуть власть, и установить дикатуру пролетариата.

Я сам революционер, но я считаю, что финно-угорская революция должна быть прежде всего культурной, т.е. песня должна стать основой финно-угорской революции. А устраивать протест с целью добиться каких-то эвфемерных целей, полагаю для финно-угорского общества невозможным.