Или о том, как я стал писать свою первую книгу.
Доброго времени суток, дорогие читатели! Перед началом хочу сразу оговориться, что в данной статье я не ставлю целю как-то прорекламировать свои труды или какие-то ресурсы. Я не собираюсь навязывать вам свой подход к созданию произведения и уж тем более - своё жанровое предпочтение. Всё, что будет описано в этой статье – это мои заметки как начинающего писателя, и может для кого-то эта информация окажется полезной. Что ж, если вас не отпугнуло вышесказанное...
Итак, существует множество интереснейших книг, фильмов, мультфильмов, которые заманивают нас в свои удивительные миры. Кому-то по душе масштабная фантастика, кому-то классический детектив или любовный роман. Все они прекрасны по-своему, но всё же мне постоянно чего-то не хватало. И тогда возникла идея: «А почему бы самому не создать такой мир?». Всё началось с небольших англоязычных курсов по созданию и дизайну игровых персонажей (Да-да, у меня техническое образование). Меня настолько затянула концепция придуманных мною героев, что желания дать им настоящую захватывающую историю не заставило себя долго ждать. Но тогда первый вопрос - «Почему именно книга?». Тут всё просто. Создать набросок рассказа оказалось быстрее всего и не так затратно, как например рисование полноценных комиксов или создание игры. Однако я не говорю, что писать проще чем рисовать или моделировать. Нет! Одно единственное произведение может полироваться годами, и не каждому автору хватает сил на развитие своих черновиков во что-то стоящее.
В общем, имея на руках пару зарисовок конкретных персонажей, я стал придумывать им предысторию, стараясь связать их между собой. Уже тогда я знал, что моё не на шутку разыгравшееся воображение не позволит уместить всё придуманное в маленький рассказик. Нет, это была целая эпопея, цикл из нескольких частей. Спустя некоторое время появился набросок первой главы, но я никому его не показывал. Признаюсь, мне было неловко говорить кому-то, что я решил написать книгу.
Но растущее произведение с каждой новой главой увеличивало мою самоуверенность в геометрической прогрессии. «Чтобы произведение ожило, ему нужны читатели», - подумал я. Само собой, первыми, кто увидел мои черновики стали родные и близкие. И я ожидаемо получил одобрение и похвалу, правда редко в какой семье прямым текстом скажут, что твоё «творчество» - гениальный авторский всепоглощающий неизмеримый океан.
Так-что, я стал интересоваться сервисами, где начинающий автор может выложить своё произведение. И вот самые яркие из них: samlib.ru, yapishu.net, litnet.com, author.today. Группы в разных соцсетях я даже не рассматривал. И теперь по каждому из вышеуказанных.
Samlib.ru – некоторое подобие живого журнала. Эдакий форум, на котором автор создаёт свою страницу и выкладывает произведение. Считается наверное единственной более-менее серьёзной платформой для бесплатной публикации своих работ. Но визуально он крайне неприятен и интуитивно не понятен, хотя именно здесь можно набрать наибольшее число просмотров произведения в стуки. Я не рискнул сразу лезть в дебри этого сервиса, потому что мне он показался действительно не удобным. Хотя если у вас есть опыт вёрстки html-страниц, то это может вам существенно облегчить понимание этого форума.
Yapishu.net – сервис на котором я впервые опубликовал свою первую главу. Довольно удобный. Есть личный кабинет и всё такое, но конкурсы, к которым я еще вернусь позже, на нём практически не проводятся. Даже если очень надо, можно «прорекламировать» своё произведение на символическую сумму, и оно в течение недели будет висеть на главной странице сайта. Интересно, что это помимо самизадата, единственная платформа в которой людей в меньшей степени интересует бартер лайками и подписками.
Litnet.com и author.today – визуально самые продвинутые сервисы, у них есть большие подводные камни. По сути, они ничем друг от друга не отличаются, разве что цветовой палитрой и названием конкурсов. Оба предоставляют монетизацию, если вашим произведением всерьёз интересуются и вы хотите на нём заработать. Теперь про те самые подводные камни, или же – «ты мне я тебе». Я лично сталкивался с сообщениями в духе:
Конечно понятно, что таким образом можно продвинуться в топы довольно быстро, но всё же как-то это не очень честно… И видимо по такому принципу авторы получают вакантные места в разделе «бестселлеры». Конечно это только моё мнение, но такая ситуация имеет место быть.
Есть еще проза.ру, но они уже год как не могут выслать мне проверку e-mail для входа. Не судьба значит…
Потрогав каждую из этих платформ я сделал для себя некоторые выводы:
- Все они больше рассчитаны на систему социальных поглаживаний (чужое мнение важнее, чем мнение самого автора)
- Сервис для авторов и читают тоже авторы
- Игнорирование читателями (тут, наверное как и везде, прочитал кто-то что-то и поленился лайкнуть если понравилось или написать гневный комментарий – если нет)
- Почти отсутствует возможность дальнейшего развития.
Почему «почти»? Как никак на этих ресурсах проводятся специальные конкурсы. Чаще всего награда в таких мероприятиях – бесплатная бумажная публикация в каком-то издательстве. Это безусловно большой плюс, но тут встаёт ряд ограничений, например произведения должно быть опубликовано не ранее такого-то срока, только на этой платформе, только по такой тематике, шаг влево, шаг вправо -расстрел. А про конкурсы от крупных издательских домов речь почти никогда не идёт.
В общем, для меня это было что-то вроде эксперимента. Посмотреть цепляет ли взгляд моя книга. Получить комментарии к тексту или критику. Правда, что касается критики, то тут тоже не всегда всё просто. Её не нужно воспринимать как крест на своей творческой карьере. Если есть критика, значит есть к чему стремится. Как-то на самиздате мне пришёл единственный, к тому же критичный комментарий в духе:
«Автор, не губите мир! Не пишите! Совсем»
Согласитесь, комментарии подобного рода не несут никакой смысловой нагрузки. В нём не понятно что не понравилось читателю, что вызвало такую реакцию. И обычно на ответную просьбу пояснить, в чём именно заключается проблема в ответ - тишина. Не нужно тратить время и нервы на таких людей. Любой призыв к тому, чтобы вы прекратили занимать творчеством должен расценивать как не более чем простой детский лепет. В мире обязательно найдётся тот, кому понравится, то что вы делаете)
Закончив десятую главу своего романа, я твёрдо решил, что всё же хочу по завершении работы его издать. К тому же мне уже приходили сообщения от каких-то мелких издательств, что якобы они готовы работать с моей рукописью. Главное в этой ситуации – не обольщаться. Чаще всего такие сообщения рассылают неизвестные микро-издательства, основная цель которых нагреть вас на деньги. Т.е. вы самолично покупаете тираж собственной книги, плюс те кому вы об этом рассказали, а дальше ни о какой коммерческой выгоде речи идти не будет. Или же, если книга «выстрелила», эти «господа» могут практически полностью забрать авторские права себе и вы останетесь ни с чем. Так что, совет: лучше сразу пробивать название и отзывы по издательству, если оно не у всех на слуху.
Конечно, действительно гиганты «книго-индустрии» так не работают. У них чаще всего ест свой персонифицированный сайт с формой отправки рукописи. Но тут тоже все так прекрасно как кажется. Заветная мечта любого начинающего писателя работать с таким крупным издательством как ЭКСМО или группа АСТ могут разбиться о суровые скалы серой действительности. У таких компаний есть свои чётко обусловленные требования к произведениям. Т.е. если у вас фантастический роман, но он меньше 12 авторских листов текста – вы в пролёте. Есть еще одна очень неприятная вещь – «рукописи не рецензируются и возвращаются». Казалось бы всё логично, если произведение не зашло, зачем тратить на него время? Правда вот сообщение о том, что ваша рукопись дошла до издательства и не затерялась в папке «спам» вы не получите. Только сухие «1-3 месяца на рассмотрение, если пойдёт – мы с вами свяжемся, если нет -то мы даже вам ничего и не напишем…» В общем остаётся сидеть скрестив пальцы следующие несколько месяцев. И даже если ваше опубликовано на каком-то сервисе и имеет высокий рейтинг, количество просмотров и в целом топ – 1. Не факт что издательство считает также.
В таком случае на помощь приходит решение издаваться самостоятельно. Есть такая платформа Ridero, которая предоставит полный карт-бланш, правда, за кругленькую сумму, причём всё на очень высоком уровне. Не каждый молодой автор в состоянии позволить себе редактуру за 3-4 тыс.руб. а.л. (роман примерно – 40 тыс. руб.), а еще обложка, иллюстрации, ну и так пока вы не снимете с себя последнюю одежду… Есть и более демократичные сервисы, однако вероятность того, что ваша книга станет популярной после издания таким образом стремится к… ну, вы поняли.
Сам я решился и воспользовался Ridero.
Если интересно
Сейчас я веду работу на продолжением романа, а также небольшим приквелом все этой безумной истории)
На этом я позволю себе закончить. На любые вопросы отвечу в комментариях.Спасибо за просмотр и удачи всем начинающим писателям!