Найти в Дзене

Вопросы к писателю

Оглавление

и ответы на них

Знаешь, в писательской кухне не существует правильного рецепта. Сегодня я пишу вот так, завтра - по-другому, и это норм, мастерство изменяется с практикой, а подходы - с характером, эмоциями, настроением.

Самая важная фраза о писательском мастерстве, которую я запомнила в детстве: "Чтобы стать хорошим писателем, прежде нужно стать хорошим читателем".

Разработка сюжетных моментов, листки, записи, пометки к ним. Как создается персонаж, характерные черты и образ

У меня сотни листков-пометок. Я обожаю блокноты, но патологически не способна в них писать: пара страниц - и мне начинает казаться, что что-то идет не так и раньше было лучше (пока он был чистым и незапятнанным). Зато вот отдельные листочки, которые со временем громоздятся кипами по всем углам - вот это мое, здесь моя вотчина и раздолье, где я кофеек могу пролить, и стрелочки нарисовать, и подробный план-конспект составить, который затем потеряю и через полгода найду 😅 ))

примерно так обычно оно выглядит на моем столе (да, оно разбросано, чтобы видеть сразу что где)
примерно так обычно оно выглядит на моем столе (да, оно разбросано, чтобы видеть сразу что где)

Зато как увлекательно спустя время находить такие стопки и один за другим просматривать каждый листок! Мой личный сорт героина.

В электронном виде составлять записки не так круто, но иногда необходимо. У меня может быть 100500 версий одного документа, чтобы ничего не удалять (а то вдруг я передумаю и решу, что "раньше было лучше"). Конечно, с моей собранностью, здесь могут возникнуть затруднения, потому что иногда я могу забыть, куда сохранила окончательный вариант, открыть другой и долго тупить над ним, размышляя на тему, что "вроде я это исправляла…".

коротко о том, как сейчас выглядит папка "Злодейского пути"
коротко о том, как сейчас выглядит папка "Злодейского пути"

Персонаж. Для меня это всегда образ, формирующийся скорее на основе чувств, чем конкретных данных. Я как бы так сказать, примерно ощущаю, каким он должен быть. Обычного этого вполне достаточно, чтобы начать писать. Затем по ходу дела этот образ обрастает деталями, становится живее, и тогда спустя время я понимаю: "Ах вот ты какой".

Как лучше начать грамотно строить сюжет и при том хотеть его продолжать?

Мой сюжет всегда начинается с главной идеи. Идея возникает первее героев, первее истории. Идея и атмосфера. Иногда герои идут рука об руку вместе с ней, иногда я осознанно размышляю над тем, каких героев я бы хотела видеть в придуманной концепции. Самое главное - сюжет должен увлекать меня саму, а герои должны быть мне симпатичны настолько, чтобы я хотела о них прочитать. Вот и все для начала построения сюжета.

Дальше пути могут меняться: можно на начальном вдохновении сразу кинуться писать главу-две и поглядеть, что из этого выйдет. Можно начать с планирования, схемы, причинно-следственных стрелочек и продумывания подноготной персонажа. Тут опционально, под вдохновение, под возможности. Не всегда есть возможность сразу кинуться воплощать идею, тогда планирование - самый удобный вариант. Иногда прямо распирает, как хочется скорее начать написать, тогда - вперед. Иногда выходит так, что на бумаге получается вовсе не то, что было в воображении: история обретает несколько другие краски, атмосфера смещается. Не всегда это плохо. Я бы даже сказала, практически всегда так и должно быть: история приобретает резкость и детальность.

В писательстве, как и в других творческих профессиях, перфекционизм - не всегда хорошо. Думающий человек все равно останется для себя самым главным критиком, и мало какой едкий комментарий сравнится с самоуничижением и разбиванием всех стараний в пух и прах своим же внутренним голосом.

Следует понимать, что чрезмерный перфекционизм - это не движение, а стагнация.

Ты не развиваешься, а стоишь на месте, боясь сделать шаг. На самом деле, я и сама не до конца понимаю, как это работает, однако на собственном опыте вывела факт: делая нечто, признавая, что оно далеко от идеала, но двигаясь вперед - ты развиваешься гораздо быстрее, чем работая над тем же самым на начальном этапе, пытаясь довести это самое начало до идеала. Если выразиться проще… Позволь себе быть не-идеальным.

Насчет "грамотного" построения сюжета… Тут все индивидуально. Сейчас время пресыщения человека информацией, поэтому внимание читателя/зрителя крайне расфокусировано. Я склоняюсь к мысли, что нужно стремиться к тому, чтобы заинтересовать с первых строк. Сейчас тот период времени, когда мы не можем позволить себе, как классики, долгих вступлений. Однако, опять же, во всяком правиле есть исключения.

Как хотеть продолжать?

Думаю, ответ прост: нужно влюбиться в героев. Представь, что будет, если ты навсегда отложишь недосказанную историю. Жаль, что она так и не была рассказана до конца? Или не жаль? Было бы настоящей потерей навсегда расстаться с героями? Или нет?

Книга не написана, пока в ней не поставлена последняя точка.

-3

Где вы находите вдохновение? Как придумываете сюжет? Как завертываете сюжет на детективную линию?

Вдохновение. С возрастом его все меньше и меньше. Шучу. Однако такой источник, как чужие прекрасные историю, юзать все сложнее. В детстве интересные истории, казалось, могли подарить яркие впечатления на год вперед. С каждым годом, глядя через призму полученного опыта, куда меньше у меня выходит все так же как раньше прийти в восторг от истории. То ли контент испортился, то ли личные требования изменились… Однако я все еще считаю, что такой источник, как хорошие книги, фильмы, сериалы, музыка, арты - могут принести вдохновение и заряд положительных эмоций, просто найти такие жемчужинки стало сложнее.

Как по мне, много вдохновения может принести путешествие и смена мест. Мозг, уставший от однообразных видов, перезагружается, когда глаза глядят на нечто новое - и это самый быстрый и легкий способ получить заряд эмоций и вдохновения.

Но на самом деле писатель может найти вдохновение во всем: в ураганном ветре, вкусной еде, запахе, людях, звуках, жизненных трудностях.

Сюжет. Трудно описать, как именно я его придумываю. Иногда он просто выходит из-под "пера" (в наш век - из-под клавиш клавиатуры), иногда я долго сижу над записками со стрелочками, люблю ходить с наушниками в ушах и придумывать нечто вроде "клипа" со своими персонажами под музыку (иной раз случайно и до крутой сцены додуматься можно).

Иногда я просто лежу на кровати или на полу и смотрю в потолок, а иной раз даже не гнушаюсь приставать к друзьям с фразами типа: "Вот представь у меня есть чел, вот он тот-то и тот-то, и, значит, как ему разрулить эту ситуацию?" (Мои друзья обычно не читают моих книг, поэтому приходится начинать с дальнего описания.) Они, конечно, редко советуют что-то дельное, но иногда эти размышления с кем-то могут натолкнуть на стоящую идею. В общем, не гнушаюсь никакими вариантами, до каких смогла додуматься. Если знаешь еще крутые способы придумывания сюжета - напиши мне, вдруг я их еще не пробовала.

Детективная линия. Вот с этим вообще тяжко. Я не пишу классические детективы и детективный жанр не является ведущим в моих работах, поэтому я не назвала бы себя "детективным" автором. В мои работах есть детективные элементы, потому что мне сложно удержаться и не вставить нечто такое, ибо детективчики я страсть как люблю.

И вот тут у меня есть два варианта действий: я могу описать результат (труп?) и раскидать зацепки, и сама же затем сижу вместе со своими героями и ломаю голову, как же связать все это воедино. Странновато для автора, который должен все знать заранее, да? Зато интересно! (Но сложно капец.)

Вариант два: я заранее знаю преступника и чем все должно закончиться. Но тут возникает сложность похлеще первой: как так раскидать зацепки, чтобы они привели к нему?? Не знаю, по-моему, иногда это посложнее, чем первый вариант.

Примерно так я из этого всего и выкручиваюсь.

-4

«Нет предела совершенству». Как продолжать работать над историей вопреки мыслям о том, что пишешь фигню? И как вовремя остановиться и перестать раскапывать сюжет, чтобы не унестись в дали вместо того, чтобы просто писать историю

Позволить себе быть не-идеальным.

В наш интернетовский век, когда так легко найти блоги про идеальную жизнь других людей, посмотреть, как хорошо живут наши бывшие одноклассники, чего добился какой-то парень шестнадцати лет, в то время как мне уже двадцать шесть, а я еще никто… В общем, все вот это, все эти подлые мыслишки, с которыми каждый сталкивается, но не каждый признается.

Стоит признать, что, что бы ты ни сделал - оно не будет идеальным. Не будет идеальным ни на десятую попытку, ни на двадцатую. И ЭТО НОРМАЛЬНО. И знаешь, это даже хорошо. Необходимо пройти долгий путь, прежде чем на самом деле научиться делать что-то хорошо. И даже тогда найдутся те, кому это не понравится.

Я никогда не была уверенным в себе ребенком. Когда я в детстве что-то писала (а начала писать я довольно рано), мне даже сложно было признаться кому-то, что я что-то пишу. Не знаю, отчего так, но прошло не мало лет, прежде чем я просто научилась признаваться, что я пишу свой собственный рассказ. И прошло еще больше лет, прежде чем я научилась давать его почитать и не удалять все на следующий день. Это отчего-то было очень эмоционально-изматывающе, мне казалось, что я обнажаю свою душу, насколько бы этот рассказ ни был максимально не про меня. Так что да, я знаю все эти ощущения, что "я пишу фигню", и все эти мысли, что хорошие отзывы - это они просто пощадили мои чувства, и т.д. и т.п.

Как же продолжать вопреки снедающим разум сомнениям? Убедить саму себя мне помогло время. Время и танец на граблях. Я не раз и не два откладывала то, что начинала писать. Благо, опыт первых моих разочарований, когда я напрочь удаляла все, что написала из-за собственных сомнений и стыда (это теперь мне кажется, что "для одиннадцати лет неплохо", но тогда был лишь тот момент - и тогда я как обычно была к себе строга), научил меня откладывать написанное, но не удалять. Сначала так.

Затем новый уровень: я возвращаюсь через полгода к отложенной работе и понимаю, что она была "не так уж плоха". Неплохо, а?

И, наконец, последний уровень, который заставляет меня работать несмотря на то, что где-то, я чувствую, сюжет проседает. Этот уровень "дзена" я постигла после того, как отложила работу из-за ощущения, что последние главы написаны плохо, через силу и все что-то не то. Я вернулась к этой работе через год, перечитала ее и поняла, что со стороны совсем не заметно, какие главы были написаны "через силу". Так что, танцуя на собственных граблях, я вывела элементарный для кого-то, но такой глубокий для меня вывод, на который ушел не один год: единственный шанс что-то закончить - это писать. Писать "через силу", писать без "вдохновения", писать, когда кажется, что что-то идет не так. Можно, конечно, отложить, чтобы посмотреть через год "свежим взглядом". Однако через год максимум, что ты увидишь, что в целом было не так уж и плохо, где-то что-то подправить, допустим, но… Через год история так и не будет дописана.

Так что, если ты любишь историю и хочешь целиком рассказать ее, в первую очередь нужно преодолеть себя. И, пока не научишься гармонии, поверь мне, это та еще борьба. Других возможностей я не вижу. Чужое мнение может вдохновить на написание главы-другой, но только твердое намеренье поможет преодолеть собственные сомнения.

Раскапывать сюжет. Думаю, здесь все зависит от предпочтений. Кто-то любит медленное повествование, с погружением в эмоции и мысли каждого героя, с рассказом о его прошлом и обрисовкой настоящих мотивов, кому-то это вовсе не интересно - подавай скорее события и экшон. Часто это зависит от настроения. В данный период времени я больше отношу себя ко второй категории. Меня на самом деле не один уже раз попрекали, что у "романа" должно быть несколько сюжетных веток, а я пишу только о главном герое. Да, это так, но тут уж ничего не поделаешь: я люблю так писать. Прекрасно понимаю приемы, когда отдельные главы посвящаются другим действующим лицам, описывается подноготная, события со стороны и т.д. и т.п. Однако вот уж я несносный человек: мне вечно хочется такое пролистать. Поэтому те редкие события, когда я все же вынуждена переноситься в пространстве или времени далеко от главного героя истории, я подаю довольно-таки сжато, возможно, со временем исправлюсь.

В общем, это я все к тому, что тут важны личные предпочтения. Если тебе интересно было бы прочитать такую книгу - так и пиши, и не оглядывайся на то, что кто-то другой "профессиональным" взглядом окинет и скажет, что "вот здесь я бы сократил", "вот здесь я бы сделал не так". Фишка в том, что он бы это и не написал, это твоя история - рассказывай ее, как хочешь. Никто кроме тебя ее не расскажет.

И не забудь, всегда можно подвергнуть редактуре оконченную работу. Но только оконченную, которую можно окинуть взглядом целиком и оценить полную авторскую задумку. Подвергать бесконечной редактуре один какой-то кусок, когда продолжение не написано - это путь в никуда.

Когда пишите главу, вы следуете четкому плану? Или на ходу добавляете что-то новое?

Я очень редко следую четкому плану. Если быть еще точнее - у меня нет четких планов. У меня есть общая концепция, которой я стараюсь придерживаться, но иногда что-то идет не так, и выходит крайне здорово, поэтому так и остается. Я могу продумать заранее некоторые сцены, очень четко и конкретно, вплоть до предложения, но по главам план не составляю.

Как выработать привычку писать и не забрасывать начатое

Я бы не назвала это "привычкой". Скорее - это потребность. Потребность продолжить начатую историю, рассказать дальше. Это зуд где-то в сознании, пока ты занимаешься другими вещами или смотришь сериал.

Не забрасывать начатое - и сложно и легко. Сложно обычно из-за своих эмоциональных переживаний, и со временем можно научиться отделять их от работы, легко - из-за осознанного желания закончить свою историю.

Процесс создания истории - это как рождение и взращивание живого существа. Нельзя навек оставить его в утробе или гнезде - это не жизнь. История должна вырасти и полететь - а для этого она должна быть написана от начала до конца.

Хотелось бы больше узнать про первоначальные концепты персонажей. Бывало ли, что они сильно отличались от представленных уже в произведении?

Учитывая, что обычно мои концепты начинаются со смутных образов, трудно сказать, что герои могут сильно отличаться от начальной задумки, скорее - они развиваются, обрастают чертами и подробностями. Я не составляю таблицы данных персонажа, не продумываю заранее все мелкие детали. На самом деле, когда я пишу, я стараюсь сократить фигурирующих действующих лиц до минимума. Они появляются только когда необходимы, и я "присматриваюсь" к ним, размышляю, "что это за фрукт", какой у него характер, и т.д.

Со злодеями я нередко пишу "мотивационное письмо" или краткую автобиографию (авто - потому что пишу от первого лица), в которой злодей признается, как дошел до жизни такой и чего ему нужно. Но так я делаю только с психопатами, у которых свое особенное видение мира и своя "нетрадиционная" мотивация.

Как придумываются названия/имена

Моей фантазии обычно не хватает на красивые имена и названия. Если получилось что-то крутое - это случайность.

Это вот прямо моя больная мозоль. С детства не могла придумать красивых имен и названий, мне все казалось, что у нас букв в алфавите маловато и все самое красивое уже придумали. А потом натыкалась на крутое название и делала вывод, что все еще можно с этих букв что-то выдумать, это у меня воображения не хватает. Может, это из-за того, что языки всегда были моей слабой стороной?..

Не гнушаюсь пользоваться ничем: ни генераторами имен, ни анаграматорами, ни переводчиками на суахили.

Если говорить конкретно о Злодейском пути, то здесь я первоначально поставила перед собой цель: сделать имена в китайском стиле, однако чтобы эти слова не существовали в китайском языке. (Не считая Шена.) Старалась как могла в начале, изощрялась до последнего.

Со временем я сдалась и некоторые имена стали реально китайскими.

Отчего первоначально был такой план? Я стараюсь не использовать язык, который не знаю и не понимаю. Иногда можно загуглить, сделать красиво, подписать перевод "как я это вижу", а на деле сесть в огромную лужу.

Я не придаю двойные и тройные смыслы именам и стараюсь не слишком над ними философствовать.

Сначала придумывается у вас концепт персонажей или сама история, а потом персонажей? Бывало ли, что иногда концепт персонажей создавался за длительное время до написания истории?

Как я уже писала выше, чаще наоборот. Либо есть идея, на которую нанизываются персонажи, либо идея возникает одновременно с главными героями, как неотъемлемые части целого.

Я бы сказала, бывает так, что концепт главного героя и идея произведения придумывается задолго до того, как сама история будет написана. Есть общая концепция, есть тот, кого я хочу видеть главным героем, но сама история с событиями и поворотами еще не то, что не написана, даже не придумана. Вот таких идей у меня много. Иногда они вспыхивают, как яркие звездочки, и кажется: "Вау-вау-вау, как круто! Нужно непременно сделать это!", но от идеи до воплощения долгий путь, и многие такие вещи ждут своего часа годами, а что-то в итоге воплощается вовсе не так, как было задумано первоначально.