Наказываете ли вы своих детей за проступки и неподобающее поведение?
Как?
Дело в том, что мне претит сама идея наказаний.
Наказание, то, что мы считаем наказанием, оно, вообще, что такое? На что направлено? Что имеет целью?
Предотвращение нежелательного поведения, правильно ведь?
А значит, надо не наказывать, надо предотвращать.
Как?
Взращивая осознанность, конечно.
Однако какая осознанность может быть в человеке, у которого, например, психика ещё не достаточно зрелая и опыта не хватает для осознания последствий своих поступков? У ребёнка?
Первое, что напрашивается мне в голову - свод незыблемых правил.
Например, ты - учишься, я - работаю. Это - обязательное условие для нашего выживания.
Но... Разве для выживания нужно учиться? Это - совсем не очевидно для ребёнка.
Да, вы скажете, что нужно разговаривать, убеждать и так далее.
Но слова до человека не доходят. Точнее, так: до человека доходит только то, что он готов услышать. То есть он слышит только то, что может услышать.
Ребёнок не осознаёт последствия своих действий. У него нет опыта, позволяющего прогнозировать эти последствия.
А вот сила и умение игнорировать требования - есть.
Так как же сделать так, чтобы он учился?
Мотивировать его на это.
Внушить ему, что учиться - это интересно, весело, конструктивно и ведёт к развитию, узнаванию нового.
Окей, я это сделала.
Но что сделала школа?
Школа эту мотивацию планомерно сравняла с землёй.
Важно не познавать, а правильно оформлять. Важно не учиться, а прийти в форме. Важно не веселье, а оценки. Да, у Маши пять, потому что это Маша, а у тебя за такую же работу три, потому что... потому что ты это ты. Конструктивно? Нет, потому что на ВПР надо писать так. Почему? Я, дети, не знаю, и никто не знает, но пишете так, чтобы это не зачли ошибкой.
Ты не сделала домашнюю работу? Ну и что, что ты сообщаешь об этом заранее и в первый раз, вот тебе двойка.
Какой вывод делает ребёнок? Что воспитывает в нём такая ситуация? Навык уворачиваться, не лгать, но не договаривать.
Почему ты ударила Мишу?! Ах, он обижает Машу? А тебе какое дело? Пусть Маша сама разбирается, скажет учителю. Ну и что, что учителя нет в классе, его надо искать, пока Миша колотит хрупкую Машу.
Какой вывод делает ребёнок? Попытки заступиться - наказуемы. Поиски справедливости - наказуемы. Сиди, молчи, что бы ни происходило.
Что значит, у тебя менструация? Все занимаются и ты будешь заниматься! Если бы я каждого отпускала на скамейку, то и заниматься было на уроках не кому! Иди в строй! - что воспитывает школа таким образом?
Наплевательское отношение к своему телу и здоровью. Боязнь озвучить проблему. Боязнь чувствовать. Боязнь просить помощи.
Понимаете?
Вот такие случаи, вот такие моменты воспитательной работы уничтожают мотивацию человека к учёбе и мотивацию человека быть человеком.
Нас воспитывает всё. И вот такие выходки наделённых властью - а учитель в школе наделён властью -тоже воспитывают.
Но совсем не то, что стремится воспитать в своих детях родитель. Совсем не осознанность и стремление к знаниям, нет.
Стремление к знаниям школа планомерно уничтожает.
Та же, например, оценочная система.
Что такое "двойка"?
Это показатель знаний и навыков ученика? Нет. Никогда.
Это наказание. И поводом для него может быть всё, что угодно. Не только неуспешность в предмете.
Не сдал рисунок? - Двойка.
"Бедно" - на самом деле, лаконично - выразил мысль - двойка.
А чего стоят формулировки вроде: "мысль бедная"?
То есть, вы пытаетесь поставить двойку ребёнку за его способ мышления?!
Школа уничтожает мотивацию к учёбе. Ту самую, самую необходимую внутреннюю мотивацию.
Как её вырастить? Как её укрепить? Как не позволить ребёнку уничтожить свою жизнь, забив на учёбу? В таких вот условиях - как?
Заставлять? Применять насилие, как делали наши - нет, не мои - родители?
Есть у вас рецепты?
У меня нет.
Дистанционное обучение показало, что мотивация моего ребёнка к учёбе уничтожена абсолютно. Мои попытки повлиять на это заканчиваются разрушением отношений наших с нею.
Единственный выход, который я вижу - делать вместе с ребёнком.
Но для меня это означает самоу... уничтожение, скажем так.
Но это, возможно, выход. Ибо всё, что мы делаем вместе с ребёнком - ему на пользу.
Но тогда что останется от моей жизни, когда ребёнок вырастет и перестанет во мне нуждаться?
Я должна уничтожить себя, потому что школа не в состоянии организовать обучение, не разрушая детскую психику?
Отчаяние. Абсолютное и полное. Я не могу воевать с системой. Я не могу наказывать ребёнка в угоду системе.
Я могу помогать, но от меня требуют самоу... уничтожающей помощи, отдачи.
Я не наказываю своих детей. Я пытаюсь предотвращать нежелательное поведение.
Это гораздо эффективнее, чем страх наказания.
Но пока образовательная система выстроена на наказании - толка не будет.