Найти в Дзене
Записки левой лапкой

Наказание, образование и родительское отчаяние

Наказываете ли вы своих детей за проступки и неподобающее поведение?

Как?

Дело в том, что мне претит сама идея наказаний.

Наказание, то, что мы считаем наказанием, оно, вообще, что такое? На что направлено? Что имеет целью?

Предотвращение нежелательного поведения, правильно ведь?

А значит, надо не наказывать, надо предотвращать.

Как?

Взращивая осознанность, конечно.

Однако какая осознанность может быть в человеке, у которого, например, психика ещё не достаточно зрелая и опыта не хватает для осознания последствий своих поступков? У ребёнка?

Первое, что напрашивается мне в голову - свод незыблемых правил.

Например, ты - учишься, я - работаю. Это - обязательное условие для нашего выживания.

Но... Разве для выживания нужно учиться? Это - совсем не очевидно для ребёнка.

Да, вы скажете, что нужно разговаривать, убеждать и так далее.

Но слова до человека не доходят. Точнее, так: до человека доходит только то, что он готов услышать. То есть он слышит только то, что может услышать.

Ребёнок не осознаёт последствия своих действий. У него нет опыта, позволяющего прогнозировать эти последствия.

А вот сила и умение игнорировать требования - есть.

Так как же сделать так, чтобы он учился?

Мотивировать его на это.

Внушить ему, что учиться - это интересно, весело, конструктивно и ведёт к развитию, узнаванию нового.

Окей, я это сделала.

Но что сделала школа?

Школа эту мотивацию планомерно сравняла с землёй.

Важно не познавать, а правильно оформлять. Важно не учиться, а прийти в форме. Важно не веселье, а оценки. Да, у Маши пять, потому что это Маша, а у тебя за такую же работу три, потому что... потому что ты это ты. Конструктивно? Нет, потому что на ВПР надо писать так. Почему? Я, дети, не знаю, и никто не знает, но пишете так, чтобы это не зачли ошибкой.

Ты не сделала домашнюю работу? Ну и что, что ты сообщаешь об этом заранее и в первый раз, вот тебе двойка.

Какой вывод делает ребёнок? Что воспитывает в нём такая ситуация? Навык уворачиваться, не лгать, но не договаривать.

Почему ты ударила Мишу?! Ах, он обижает Машу? А тебе какое дело? Пусть Маша сама разбирается, скажет учителю. Ну и что, что учителя нет в классе, его надо искать, пока Миша колотит хрупкую Машу.

Какой вывод делает ребёнок? Попытки заступиться - наказуемы. Поиски справедливости - наказуемы. Сиди, молчи, что бы ни происходило.

Что значит, у тебя менструация? Все занимаются и ты будешь заниматься! Если бы я каждого отпускала на скамейку, то и заниматься было на уроках не кому! Иди в строй! - что воспитывает школа таким образом?

Наплевательское отношение к своему телу и здоровью. Боязнь озвучить проблему. Боязнь чувствовать. Боязнь просить помощи.

Понимаете?

Вот такие случаи, вот такие моменты воспитательной работы уничтожают мотивацию человека к учёбе и мотивацию человека быть человеком.

Нас воспитывает всё. И вот такие выходки наделённых властью - а учитель в школе наделён властью -тоже воспитывают.

Но совсем не то, что стремится воспитать в своих детях родитель. Совсем не осознанность и стремление к знаниям, нет.

Стремление к знаниям школа планомерно уничтожает.

Та же, например, оценочная система.

Что такое "двойка"?

Это показатель знаний и навыков ученика? Нет. Никогда.

Это наказание. И поводом для него может быть всё, что угодно. Не только неуспешность в предмете.

Не сдал рисунок? - Двойка.

"Бедно" - на самом деле, лаконично - выразил мысль - двойка.

А чего стоят формулировки вроде: "мысль бедная"?

То есть, вы пытаетесь поставить двойку ребёнку за его способ мышления?!

Школа уничтожает мотивацию к учёбе. Ту самую, самую необходимую внутреннюю мотивацию.

Как её вырастить? Как её укрепить? Как не позволить ребёнку уничтожить свою жизнь, забив на учёбу? В таких вот условиях - как?

Заставлять? Применять насилие, как делали наши - нет, не мои - родители?

Есть у вас рецепты?

У меня нет.

Дистанционное обучение показало, что мотивация моего ребёнка к учёбе уничтожена абсолютно. Мои попытки повлиять на это заканчиваются разрушением отношений наших с нею.

Единственный выход, который я вижу - делать вместе с ребёнком.

Но для меня это означает самоу... уничтожение, скажем так.

Но это, возможно, выход. Ибо всё, что мы делаем вместе с ребёнком - ему на пользу.

Но тогда что останется от моей жизни, когда ребёнок вырастет и перестанет во мне нуждаться?

Я должна уничтожить себя, потому что школа не в состоянии организовать обучение, не разрушая детскую психику?

Отчаяние. Абсолютное и полное. Я не могу воевать с системой. Я не могу наказывать ребёнка в угоду системе.

Я могу помогать, но от меня требуют самоу... уничтожающей помощи, отдачи.

Я не наказываю своих детей. Я пытаюсь предотвращать нежелательное поведение.

Это гораздо эффективнее, чем страх наказания.

Но пока образовательная система выстроена на наказании - толка не будет.