Это продолжение рассказа об экранных образах Аль Капоне, созданных в Голливуде в разных годах. Начало истории читайте здесь, первое продолжение и про фильм 1959 года здесь, второе продолжение с картинами 60-70 годов здесь.
После выхода фильма "Капоне" с Беном Газарра в роли чикагского гангстера в экранизациях про Аль Капоне наступает тишина на целых 8 лет, и в 1983 году Брайан де Пальма выдает на экраны бомбу – очень вольный ремейк картины 1932 года Говарда Хоукса "Лицо со шрамом".
Картина с именем в виде ненавистного Капоне собственного прозвища рассказывает историю восхождения и трагического падения выходца с Кубы по имени Тони Монтана, за которым, как все могли легко догадаться, маячил образ Альфонсе Габриэля Капоне.
Получив на выходе разгромные отзывы критиков, вызвав неудовольствие властей Майами, связанное с нелицеприятным представлением города на киноэкране, и эмигрантов с Кубы, полагавших, что теперь всех выходцев с острова, оседающих в США, будут считать преступниками и наркоторговцами, картина, тем не менее, в дальнейшем получила должное признание. И сегодня "Лицо со шрамом" по праву считается одной из лучших и наиболее эпохальных картин в жанре гангстерского кино.
К слову, в качестве своего рода извинений и жеста доброй воли по отношению всем вышеупомянутым лицам, недовольным его фильмом, режиссер в самом конце ленты оставил следующее послание:
Как и в будущих своих фильмах, здесь де Пальма в полной мере поставляет на киноэкран литры крови (в различных странах картина подвергалась цензуре и многочисленным сокращениям) и в ничуть не меньшем объеме красивую, яркую и сочную картинку (лучше, чем здесь Майами 80-х можно наблюдать лишь в знаменитом сериале Miami Vice с Доном Джонсоном и Филипом Майклом Томасом).
Интересный факт: несмотря на то, что по сюжету основное действие картины развивается в Майами, большая часть ленты была снята на самом деле в Лос-Анджелесе, а роль роскошной усадьбы Тони Монтана в античном стиле "исполнило" знаменитое историческое поместье El Fureidis, расположенное в Санта-Барбаре.
Отчасти это была вынужденная мера, поскольку администрация города была не рада тому впечатлению, которое будет создано о Майами после выхода ленты на экраны, и препятствовала съемкам фильма.
Все перечисленные выше достоинства позволяют зрителю порой не заметить, что картина длится без малого три часа, которые благодаря грамотно выстроенному сценарию (его автор никто иной как Оливер Стоун, который во время написания боролся с собственной наркозависимостью) проносятся очень быстро, а музыка Джорджио Мородера только этому способствует, ровно в те самые моменты, когда она нужна более всего.
Наверное, подавляющее большинство здешних обитателей видели этот фильм (многие, наверное, ни раз и ни два), поэтому не буду вдаваться во всем известные подробности съемки картины.
Отмечу лишь, что самое большое, на мой взгляд, достижение ленты заключается в том, что Тони Монтана сумел стать самостоятельной медийной личностью и ролевой фигурой, сумев если не затмить, то уж точно встать рядом с Аль Капоне. Немногие фильмы могут похвастаться подобным, не говоря уже о многочисленном наследии в виде компьютерных игр, ТВ-фильмов и комиксов.
You wanna fuck with me? Okay. You wanna play rough? Okay. Say hello to my little friend!
Неприкасаемые (1987)
После эпохального "Лица со шрамом" с Аль Пачино и прошедших почти незаметно комедийных "Толковых ребят" (лента 1986 года с Дэнни деВито и Харви Кейтелем), Брайан де Пальма спустя 4 года решает вновь обратиться к жанру гангстерского кино и снимает картину о противостоянии агента Министерства финансов США Эллиота Несса с ни много ни мало всей подпольной империей Аль Капоне.
Этому сюжету в американской культуре посвящен не один десяток книг и фильмов, но лента де Пальмы безусловно была и остается самой известной среди них.
В роли молодого агента, существовавшего на самом деле, снялся Кевин Костнер, плечом к плечу с ним на экране с мафией сражаются Шон Коннери (он получит "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана в этом фильме) и такой же молодой и веселый Энди Гарсиа. Главного протагониста воплощает не кто иной, как Роберт де Ниро.
Как и в картине 1975 года создатели решили не следовать реальной истории в точности, прибегая к изменениям и выдумкам по ходу сюжета, необходимым для улучшения художественного образа фильма и впечатления на зрителей.
Представив простой и незатейливый по глубине сюжет в роскошной, визуально насыщенной, впечатляющей форме, где декорации и костюмы порой важнее главных героев и их действий, Де Пальма собрал на экране блестящий актерский ансамбль, снискав восторг у публики, собрав ворох наград и номинаций и, что немаловажно, многократно окупившись в прокате с этим фильмом.
И причин тому немало: сценарий создал лауреат Пулитцеровской премии Дэвид Мэмет, над музыкой работал Эннио Морриконе, а за костюмы главных героев отмечал Джорджио Армани – с таким коллективом ошибиться было бы сложно.
Критики, в целом положительно восприняли ленту и, более всего критикуя игру Роберта де Ниро, сошлись в одном – за сцену на лестнице железнодорожного вокзала Чикаго можно простить многое.
Эта десятиминутная сцена стала настоящим апогеем фильма, после которой, наверное, фильм можно было бы заканчивать, но де Пальма решил по-другому и после экранного катарсиса нас ждет еще без малого двадцать минут борьбы добра и зла.
Возвращаясь к образу Капоне, созданному де Ниро, мне кажется, что актер переборщил с маской хохмача-стендапера, под которой скрывается гангстер, свысока своего положения отпуская шуточки и приколы на протяжении почти всего экранного времени. В этом он похож на Джеймса Кэгни, который в ленте 1931 года "Враг общества" вел себя на экране почти что аналогично.
Лишь единожды мы сможем увидеть подлинного Капоне в этой ленте – в сцене торжественного обеда, про которую, кстати, не перестают спорить историки и биографы гангстера, была ли она на самом деле или нет.
Интересный факт: сцена перестрелки на лестнице в фильме де Пальмы представляет собой оммаж аналогичной сцены, снятой на знаменитой одесской Потемкинской лестнице, из картины Сергея Эйзенштейна "Броненосец Потемкин" 1925 года.
Во так незаметно наступил двадцать первый век, а с ним на экраны пришла странная драма Джоша Транка "Лицо со шрамом" (оригинальное название - Capone) про последние годы уже не жизни, а скорее печального и больного существования Капоне.
Образ почти угасшего гангстера, слава которого давным-давно прошла, воплотил Том Харди, вместе с ним в фильме снялись Кайл Маклахлен и Мэтт Диллон.
А совcем недавно стало известно, что режиссер Лука Гуаданьино, отметившийся достойным и интересным ремейком "Суспирии" Дарио Ардженто, снимет новую версию "Лица со шрамом", уже знакомую нам по фильмам 1932 и 1983 годов. Над сценарием к этой картине, действие которой будет происходить в городе Ангелов, трудятся не менее знаменитые братья Джоэл и Итан Коэн.
Читайте первые части длинного рассказа о киноисториях про Аль Капоне:
Часть 1. Зарождение жанра гангстерского кино
Часть 2. Лучшая киноистория великого гангстера Америки
Часть 3. Мафия на экране: Корман и Капоне
Часть 5. Вам мало? Что еще можно посмотреть про Аль Капоне
А также историю настоящей жизни, взлета и падения гангстера из Чикаго
Аль Капоне: звезда и проклятие Чикаго 20-х
Если вам нравится кино, подписывайтесь на канал.
Читайте, ставьте лайки, делитесь в соцсетях.
Заранее спасибо и смотрите кино!