Что осталось за "кадром" картины, которую считают подлинной?
Журнал "Современник" - одно из первых периодических изданий в России. Он был основан Александром Пушкиным, но настоящую известность приобрел во времена редакторства Николая Некрасова, которому удалось собрать вокруг журнала целую плеяду талантливых, мощных авторов.
С ним сотрудничали Тургенев, Гончаров, Толстой, Григорович, Островский, Дружинин. Все они изображены вот на этой фотографии редакционной коллегии журнала, которую в 1856 году сделал придворный фотограф Сергей Левицкий.
Правда, Николая Некрасова и его друга, писателя и журналиста Ивана Панаева, с которым они начинали работу над журналом, на этой фотографии нет. Зато сохранилось другое изображение - "домашнего круга" редакции журнала "Современник", которое я вынесла в начало публикации.
На этой картине изображены Авдотья и Иван Панаевы (сидят с разных сторон стола), Николай Некрасов, а также Чернышевский и Добролюбов. Эту картину частенько называют "настоящей редакцией" "Современника". А также используют, чтобы проиллюстрировать "любовный треугольник" Некрасова и супругов Панаевых. Но ни то, ни другое не будет верным, так как эта картина - не "реальный снимок", а плод фантазии художника Олега Дмитриева.
Не буду утверждать, что в том составе, в котором мы видим действующих лиц на картине, они никогда не собирались. Квартира Панаевых долгое время была популярным литературным салоном Петербурга. И здесь частенько бывали признанные литераторы своего времени.
Николай Некрасов здесь не просто бывал, а жил целых 16 лет в странном тройственном союзе с супругами Панаевыми. Авдотью считал своей женой, что и изобразил художник: красивая женщина сидит рядом с Некрасовым.
Но группу действующих лиц, интерьер, изображения Гоголя, Шевченко и Лермонтова на стенах Олег Дмитриев рисовал не "с натуры" и не по памяти. Встретиться с Некрасовым, супругами Панаевыми или посетить их литературный салон он никак не мог.
Олег Алексеевич Дмитриев родился в 1913 году, через 35 лет после смерти Николая Некрасова. А эта картина, выполненная в присущей ему графической манере, создана ровно через 100 лет, как Николай Некрасов начал работу над "Современником" - в 1946 году. Фотографий же "домашней редакции" журнала не сохранилось, потому что их не было.