Найти тему
Utopia

Как хоронили русских царей

Оглавление
Петр Великий на смертном одре Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1733 / 37)
Петр Великий на смертном одре Иоганн Готфрид Таннауэр (1680-1733 / 37)

Церемония погребения российских императоров была создана Петром Великим. Но его собственные похороны были переходным событием-от древних погребальных традиций Руси к европейскому стилю официального траура. Что было старым и что было новым?

Когда хоронили великого князя Московского Василия III, отца Ивана Грозного, присутствовавшие на церемонии плакали и стонали так громко, что погребальная речь митрополита Даниила и прощальные слова московских бояр не были слышны. Но никто не пытался остановить стонущих-в те времена считалось, что чем громче похоронный крик, тем лучше. Среди знати, так же как и среди простого люда, для похорон нанимались профессиональные стонущие женщины, чтобы церемония погребения выглядела “уместно".”

Царское погребение в Московском государстве было, по сути, тем же, что и простое мужское погребение, только дороже. Эта традиция была нарушена Петром Великим, последним царем старого Московского царства и в то же время первым императором Российской Империи, перенесшим столицу в Санкт-Петербург. Но прежде чем "посетить" его похороны, давайте посмотрим на погребальные обряды московских царей.

Как хоронили царей перед Петром Великим

Архангельский собор в Московском Кремле, некрополь московских царей. Построенный в 1508 году итальянским архитектором, известным как Алоизио новый.
Архангельский собор в Московском Кремле, некрополь московских царей. Построенный в 1508 году итальянским архитектором, известным как Алоизио новый.

Первой задачей после смерти царя было решение вопроса о престолонаследии. После смерти Василия III бояре впервые присягнули на верность сыну великого князя, маленькому Ивану, и его матери-супруге Елене Глинской, и только после этого начались похороны.

Московских царей обычно хоронили на следующий день после их смерти или в тот же день, если они умирали утром, по очевидным причинам – в отсутствие холодильников или бальзамировочных технологий тело хоронили до того, как оно начинало заметно разлагаться. Поэтому разбирательство было проведено довольно быстро.

Первыми, кто узнал о смерти царя, были бояре и патриарх. Прозвенел одинокий колокол, возвещая о печальном событии. Тело царя омывали священники и одевали в парадные одежды из тончайших тканей. Использовались белый, красный, зеленый цвета, сочетавшиеся с цветами власти – малиновым, серебряным, золотым. Только цари, принявшие перед смертью схиму – строгий монашеский обет аскетизма, – были одеты в Черное. Василий III и позднее его сын Иван Грозный были, по-видимому, единственными царями, которые так поступили. Гроб был деревянный, с темно-бордовой обивкой.; на месте захоронения этот гроб должен был быть помещен в другой, каменный.

Ближайший круг простился с царем внутри дворцовых покоев. Плакальщики, в отличие от покойного царя, должны были быть одеты в Черное и синее. Одежда должна была быть рваная и старая. "Опрятность воспринималась как неуважение к покойному – человек, оплакивающий родственника, не должен проявлять ни малейшего беспокойства о собственном наряде”, - пишет историк Марина Логунова.

Царские надгробия в Архангельском соборе.
Царские надгробия в Архангельском соборе.

Траурная процессия направилась к Архангельскому собору в Московском Кремле, главному некрополю царей России. Если женщина из царской семьи умирала, ее хоронили в Вознесенском женском монастыре Московского Кремля (разрушенном в 1929 году).

Крестный ход возглавляли священнослужители, причем первый священник (Патриарх или митрополит Московский) шел последним прямо перед гробом. Гроб несли самые знатные бояре, которые менялись в зависимости от своего иерархического положения на государственной службе. За гробом первым шел следующий царь. Таким образом, Федор Алексеевич, сын Алексея Михайловича русского, шел за гробом своего отца, одетый в черную шляпу и с черным посохом в руке – но он не шел, его несли на переносном троне, потому что у него хромали ноги. За новым царем последовали его родственники, а затем князья, бояре и дворяне. Мирянам и простым людям не разрешалось присоединяться к процессии, которая тщательно охранялась.

Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле, некрополь русских цариц. Построенный в 1518 году Алоизио де Корецано, снесен в 1929 году.
Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле, некрополь русских цариц. Построенный в 1518 году Алоизио де Корецано, снесен в 1929 году.

Прямо перед похоронами все просили прощения у покойного царя-тоже русская традиция, как и громкий траур. В течение 40 дней после похорон священники постоянно читали молитвы на могиле-в то же время во всех храмах страны ежедневно в течение 40 дней совершались траурные службы по царю. Через 40 дней были проведены массовые поминки с щедрой милостыней, раздаваемой нищим и бродягам царской семьей и дворянством. Сумма, сравнимая с годовым бюджетом страны, могла быть потрачена на достойное прощание с царем.

Как ни странно, смерть каждого царя вызвала волну преступности. Амнистия преступников была также популярным способом для государственной власти показать свое великодушие. Через несколько недель после похорон царя разбойники и разбойники с большой дороги выходили из тюрем и возвращались к своему ремеслу. Все это было сметено и восстановлено Петром Великим.

Почему Петр Великий любил похороны

Петр Великий любил посещать похороны знатных русских и иностранцев. В 1699 году умер его друг и помощник Франц Лефорт. Петр очень оплакивал своего друга, но не по старому Московскому обычаю.

Лефорт был похоронен так же, как хоронили аристократов в Европе – с полком, похоронным оркестром, несколькими упряжками лошадей, одетых в черные попоны. За гробом несли почести Лефорта, а когда гроб опускали в могилу, раздавался артиллерийский салют. Петр сам произнес заупокойную речь. Еще одной примечательной деталью были два рыцаря.

Франц Лефорт.
Франц Лефорт.

Погребальная церемония французских королей была образцом того, как проводились все погребальные церемонии европейских монархов (и Петр хотел, чтобы его похороны проходили таким же образом). По французской традиции, когда король умер, два Герольда были посланы на городскую площадь, чтобы объявить о скорбном событии. Первый Герольд, одетый в траурное платье, объявил: "король мертв! и сразу же после этого второй Герольд, одетый в парадный наряд, объявил: “Да здравствует король!"на фоне звучащих фанфар. Этот акт символизировал непрерывность власти короля. В России (как и в некоторых немецких герцогствах, откуда родом Франц Лефорт) эту церемониальную функцию выполняли два рыцаря.

Рыцарь в позолоченных доспехах с поднятым мечом символизировал жизнь и новую монархию, а Темный рыцарь с мечом, указывающим на землю, был символом смерти. Последний раз два рыцаря принимали участие в траурной процессии на похоронах Александра III (7 ноября 1894 года) - это были последние официальные похороны правящего Романова в истории.

Петр запретил носить траур и плакать на похоронах. Церемония должна была стать торжественной. Петр сам стал оформителем новых похорон. 4 апреля 1723 года он приказал русским посланникам за границей прислать ему описания европейских похорон, на которых они присутствовали. Похоже, что император, предчувствуя приближение собственной смерти (он страдал заболеваниями мочевого пузыря и почек ), заранее спланировал собственную церемонию. Он также “проверял " свои идеи во время похорон сановников и родственников. Петр любил посещать похороны, особенно иностранцев, умерших в России.

Петропавловский собор, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург. Некрополь русских императоров. Гравюра 19-го века.
Петропавловский собор, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург. Некрополь русских императоров. Гравюра 19-го века.

Согласно новым правилам, прощание с погибшим стало торжественной церемонией. Начали применяться методы бальзамирования. Одной из первых русских царственных особ, которую забальзамировали, была Наталья Алексеевна, младшая и самая любимая сестра Петра. Когда она умерла в 1716 году в возрасте 42 лет, Петр был за границей. Он приказал забальзамировать тело сестры, чтобы проститься с ней, когда вернется. Питер вернулся через месяц и попрощался с ней. Тело её сестры, однако, не было выставлено на всеобщее обозрение; только несколько человек видели её, но бальзамирование, по-видимому, прошло хорошо.

Но только не в случае с самим Питером. Он умер 28 января и был похоронен 10 марта 1725 года. В течение 10 дней после его смерти тело почернело и начало разлагаться – бальзамирование не было успешным из-за характера болезней, которые отправили его в могилу. Петр умер от воспаления мочевого пузыря, которое значительно нагноилось перед его смертью. Бальзамирующие жидкости не могли остановить гниение, которое продолжалось в теле умершего императора, но его жена, следующая императрица Екатерина I, отказалась похоронить Петра раньше.

Как похоронили Петра Великого

Траурный зал Петра Великого
2-й Зимний дворец.
Траурный зал Петра Великого 2-й Зимний дворец.

В то время похороны Петра были беспрецедентны по своим масштабам. Специально организованная траурная комиссия возглавлялась Яковом Брюсом (1669-1735), государственным деятелем и ученым, одним из ближайших друзей Петра. С 30 января тело Петра было выставлено в одном из залов Зимнего дворца для родственников и государственных деятелей. 8 февраля Фридрих фон Берггольц (1699-1765), живший и служивший в России, писал: “тело императора уже стало очень черным и испорченным; не всем позволено его видеть.”

Однако начиная с 13 февраля тело было выставлено в другом, более крупном и специально оформленном траурном зале Зимнего дворца. Он был 200 кв. м (2150 кв. футов) и был обит черной тканью. Самым необычным было полное отсутствие в зале русских православных икон. Император лежал в гробу на пьедестале, одетый в малиновый костюм с серебряной нитью (праздничный наряд, точно так же, как хоронили московских царей). Вокруг гроба были размещены государственные символы, оригинальные царские регалии, а также Царские ордена и украшения. Внутри зала были установлены аллегорические скульптуры, пирамиды и обелиски, раскрашенные из бронзы, но, по-видимому, сделанные из дерева. Над шестью дверьми, ведущими в зал, были размещены гербы всех российских городов.

Надгробие Петра Великого в Петропавловском соборе, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, Россия.
Надгробие Петра Великого в Петропавловском соборе, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург, Россия.

Дюжина сменявших друг друга генералов, придворных и сановников стояла на страже у гроба 24 часа (опять же, напоминая обряды после похорон московских царей). Доступ к телу предоставлялся каждому, и зал всегда был заполнен стонами и плачем простого народа – хотя Петр запретил это, каждый божий день по его телу раздавались плач, стоны и стоны.

Екатерина I, Императрица, стонала больше всех. Каждый божий день она приходила к гробу. Вице-адмирал Франсуа де Вильбуа (1681-1760) вспоминал: “она проливала слезы в количестве, которое удивило всех, никто не мог понять, как такой резервуар воды мог поместиться в голове одной женщины. [...] Многие люди намеренно приходили во дворец в те часы, когда императрица приходила к телу – чтобы посмотреть, как она плачет и причитает."Екатерину несколько раз просили хотя бы закрыть гроб – тело императора протекло. Но императрица была непреклонна – видимо, она решила во что бы то ни стало строго следовать посмертным приказам мужа.

Похоронная процессия Петра Великого, гравюра 1725 года.
Похоронная процессия Петра Великого, гравюра 1725 года.

Петр был похоронен 10 марта. Процессия была огромной и насчитывала, вероятно, несколько тысяч человек; один только гвардейский полк насчитывал 11 тысяч человек. Весь Петербург был украшен траурными цветами. Во время церемонии каждую минуту стреляли пушки.

Последнее прощание состоялось в Петропавловском соборе внутри Петропавловской крепости. Но Собор еще не был закончен – значит, Петра опять не похоронили. Его гроб стоял внутри собора. В 1727 году к нему присоединился гроб Екатерины I. Только 29 мая 1731 года они были похоронены в двойном склепе под собором. Петр и Екатерина не могут быть эксгумированы – для этого пришлось бы снести Петропавловский собор.

Петр был первым русским монархом, которого изобразили после его смерти. Несколько художников не только написали портреты его мертвого образа, но и сделали посмертную маску. Специальный альбом, посвященный церемонии похорон императора, был создан и отредактирован Джейкобом Брюсом. В качестве иллюстрации к этому альбому неизвестным художником была создана гравюра длиной 30 футов, изображающая всю процессию, указывающая имена, титулы и должности всех участников.

Мыши хоронят кота, русского лубка 18 века (народные картины)
Мыши хоронят кота, русского лубка 18 века (народные картины)

Русский народ ответил на все это очень по-русски. В 1725 году неизвестный русский художник создал” мышиное погребение кота " лубок-народное искусство, которое продавалось на ярмарках и рынках для простых народных развлечений. Этот лубок явно издевался над изображением похоронной процессии Петра. Для русских тех времен дворянство, оплакивавшее жестокого, страшного царя, выглядело как мыши, оплакивающие кошку, которая совсем недавно преследовала и съела их.