Разного рода антироссийские пропагандисты и целые медиа-концерны, последние годы подвизавшиеся на ниве производства русофобских страшилок, с начала текущего кризиса на рынках углеводородного сырья, начали рассказывать своей аудитории о том, что помимо удара по нефтяной отрасли, Россию ожидает чуть ли не крах на направлении газового транзита. Основная линия аргументации сводилась к тому, что «Газпрому» не позволят достроить «Северный поток-2» на приемлемых для него условиях и сформировать устойчивый контрактный пул без привлечения сторонних поставщиков. Смысл этой угрозы состоял в навязывании российскому государственному газовому монополисту так называемого «третьего энергетического пакета» Еврокомиссии, а также принуждение к следованию энергетической директиве ЕК. И вот сегодня произошло довольно знаменательное событие в истории противостояния между Газпромом и европейскими регуляторами.
Накануне германское Федеральное сетевое агентство постановило, что газопровод Северный поток-2 на 20 лет выводится из под ограничительных мер Европейской комиссии – и соответственно на протяжении этого срока может не соблюдать положение о том, что функции поставщика и собственника «трубы» должны быть разделены. Именно этот пункт вызывал наибольшие споры так как, фактически он не позволял «Газпрому» получать естественно вытекающие из его статуса позиции конечного продавца добываемого им же самим газа. Это знаковое решение, которое позволит беспрепятственно начать транзит по Северному потоку-2 и что самое главное – сформировать понятную финансовую модель окупаемости вложений в газопровод.
Это решение германского инфраструктурного регулятора на самом деле имеет большие геополитические последствия. Очевидно, что Россия, а также заинтересованный в сотрудничестве с нашей страной германский бизнес и ориентирующиеся на него политические силы. Срыв попыток воспрепятствовать нормальному функционированию Северного потока-2 посылает важный сигнал всем восточно-европейским лимитрофам и вассалам США о том, что им все равно придется договариваться с российско-германским тандемом и не стоит ждать продолжения газового шантажа Москвы по линии украинской газотранспортной системы. Удивительно в этой ситуации также и то, что несмотря на колоссальное давление на европейские страны со стороны Соединенных Штатов, германские власти не прогнулись в таком принципиальном вопросе.
Если же говорить по итогу, то несмотря на неважно идущие дела у «Газпрома» на украинском направлении, генеральная линии на закрытие в перспективе украинского газотранспортного коридора просматривается все четче и четче. Американские санкции и невозможность работать на проекте прокладки второй очереди Северного потока европейских трубоукладчиков лишь затормозили, но не смогли приостановить реализацию проекта. В конечном итоге украинский маршрут окончательно закроется – а вместе с ним закроется и Украина, как хоть сколько бы то ни было осмысленное в экономическом смысле образование.