Найти тему
Правжа

Государственный совет России. Кому и для чего он нужен?

Многие уже, наверное, слышали про то, что по инициативе Президента РФ в поправки к Конституции России внесены положения, обозначающие Государственный Совет Российской Федерации в качестве органа государственной власти.

При этом, в самой Конституции (в редакции поправок) правовой статус Государственного Совета не закрепляется. Сказано лишь только, что этот орган формируется Президентом России в целях:

«обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства».

Правовой статус Государственного Совета, согласно поправкам, будет прописан в отдельном законе. И вот в этом самая главная отличительная черта этого органа от других высших органов государственных власти (Президент, Правительство, Федеральное Собрание), полномочия которых вполне определенно прописаны в Конституции.

Источник: http://www.pskovgorod.ru/files/Anna/2DR_3316-1.jpg
Источник: http://www.pskovgorod.ru/files/Anna/2DR_3316-1.jpg

Предугадать, какой же все-таки статус и задачи Государственного Совета будут закреплены в специальном законе про него – никто сейчас не в состоянии. Даже о законопроекте таком ничего не слышно. Причём, не только обычным смертным не слышно, но и людям во власти (например, по этому поводу очень эмоционально высказывалась сенатор Л.Нарусова). И, как мне представляется, создается этот ореол «тайны» вокруг Государственного Совета неспроста.

Чтобы было понимание, почему возникают вышеуказанные опасения, нужно знать, что вообще-то такое явление как Государственный Совет (как показывает практика) – это всегда орган с крайне «размытыми» полномочиями, обозначенными в общих чертах. Он может обладать каким угодно правовым статусом и обладать самыми обширными функциями государственного управления. Например, в КНР Государственный совет обладает функциями высшей исполнительной власти, а на Кубе – функциями законодательной власти. В российской истории Государственный Совет также существовал ещё с 1810 года (до его упразднения в 1917 году) и в разное время у него были различные функции.

Источник картины: https://i.ytimg.com/vi/d51jGRt0_uA/maxresdefault.jpg
Источник картины: https://i.ytimg.com/vi/d51jGRt0_uA/maxresdefault.jpg

С самого начала его существования Государственный Совет официально провозглашался совещательным органом. Но на деле у него были частично и функции исполнительной власти (т.к. по большей части состоял фактически из кабинета министров; на нем обсуждались государственные доходы и расходы, а также вопросы распоряжения государственным имуществом и т.п.), и законодательные функции (именно там разрабатывались все законы в Империи), и некоторые признаки судебных функций (рассмотрение дел о должностных преступлениях высших государственных служащих и дел о лишении чинов и дворянства за совершенные преступления).

А после 1906 года Государственный Совет, сохранив практически все вышеуказанные функции, фактически стал «верхней палатой» российского парламента (т.е. законодательным органом) с правом вето в отношении законопроекта, созданного по инициативе Государственной Думы (такое же право имела Государственная Дума в отношении законопроекта, созданного по инициативе Государственного Совета). Император, при этом, мог также отклонить любой законопроект, созданный по инициативе обеих «палат» парламента.

Таким образом, из всех приведенных выше примеров можно вывести два характерных признака Государственного Совета:

1. Государственный Совет, чаще всего, обладает самыми различными полномочиями, свойственными различным ветвям государственной власти (компетенция его в значительной степени размыта);
2. Государственный Совет существует преимущественно в странах с авторитарным политическим режимом.

Теперь возвратимся к современной России. Государственный Совет не появится с принятием поправок к Конституции. Он уже существует, и тоже как совещательный орган, существующий на основании Указа Президента России № 1602 от 01.09.2000 «О Государственном совете Российской Федерации» (о чем прямо указано в п.1 Положения о Государственном совете).

В «расплывчатости» полномочий действующего Государственного Совета (п.4 вышеуказанного Положения) можете убедиться сами – см. картинку ниже.

Данные из Консультант Плюс
Данные из Консультант Плюс

Как видите, выделенный цветом текст практически полностью совпадает по смыслу с полномочиями Государственного Совета, существовавшего в Российской Империи до 1917 года.

А вот что именно будет записано в полномочиях Государственного Совета после внесения в Конституцию поправок и принятия специального Федерального закона о нем – не понятно. Но молчание властей по этому поводу наводит на нехорошие мысли, которые я высказывал и ранее.

Ещё «масла в огонь» подливают некоторые известные политики, рассказывая о том, что Государственный Совет должен выбирать Президента, поскольку наш народ не может самостоятельно и правильно выбрать «гаранта Конституции». Только деньги на выборы зазря тратить…

И если это в действительности так и будет, то учитывая состав Государственного Совета (см. картинку ниже), получится, что сначала Президент назначает в Государственный Совет «своих» людей, а потом эти же люди – выбирают Президента на новый срок. Так будет обеспечена фактическая несменяемость власти в стране еще достаточно длительное время.

Данные из Консультант Плюс
Данные из Консультант Плюс

Таким образом, голосуя «ЗА» поправки к Конституции (в т.ч. в части нормы о Государственном Совете), мы очень сильно рискуем тем, что это обернется против страны и всего народа.

Не забываем ставить «лайки» и подписываться на канал. Это важно для развития канала и развития правосознания.