Недавно мы запустили серию статей «Простая благотворительность» о том, как работает благотворительность, и её влиянии на жизнь людей. И в этой статье мы поговорим как раз о втором. Об одном из вариантов позитивного влияния благотворительности на личность человека, который ей занимается. А если конкретно, то о том, как она влияет на конкурентоспособность человека на рынке труда. Но обо всем по порядку, так что начнем мы немного издалека.
Хотя текущая ситуация на рынке труда и оставляет желать лучшего, динамика найма сотрудников все равно сохраняется. Да, с одной стороны, под ударом оказались многие рабочие места, но, с другой, какие-то специальности наоборот набирают актуальность, а тотальная диджитализация и вовсе приводит к появлению новых профессий.
О чем это говорит? О том, что, во-первых, какие-то изменения будут неизбежны, и под них надо успеть подстроиться, а, во-вторых, какой бы безвыходной ситуация не казалась сейчас, постепенно все равно все начнет налаживаться.
Итак, что же определяет конкурентоспособность?
По сути, конкурентоспособность на рынке труда — это совокупность профессиональных и личностных характеристик, позволяющих как можно эффективнее выполнять профессиональные задачи.
Традиционно, эти характеристики подразделяются на «hard-skills» и «soft-skills». К «хардам» относят узкопрофильные компетенции, обеспечивающие профессионализм в конкретной отрасли. Например, врач должен знать конкретные протоколы диагностики и лечения, психолог — владеть инструментами оказания помощи, юрист — знать право и правоприменительную практику. Их легко замерить в силу конкретики, и им легко обучить (с организационной точки зрения).
С «софтами» все посложнее. Отчасти потому, что они происходят от личностных характеристик, в их формировании участвует слишком много переменных. Их не так просто замерить, они учитывают слишком большой перечень компетенций: от способности быстро обучаться до способности в нужное время взять на себя лидерскую инициативу, их трудно и дорого развивать. Но все больше компаний отдают преимущество при отборе кандидатов именно soft-skills. Ведь если научить человеком пользоваться программным обеспечением относительно легко, то обучить его, например, корректному урегулированию конфликтов уже не так просто.
Soft-skills под микроскопом
Итак, давайте чуть подробнее остановимся на этих soft-skills. По сути, «софты» представляют собой набор надпрофессиональных неспециализированных качеств личности. Чаще всего выделяют следующее:
— Умение выстраивать коммуникацию: выражать и отстаивать свою точку зрения, выслушать других; разрешать конфликтные ситуации; поддерживать последовательное и корректное деловое общение; выстраивать общение с разными людьми, принимая возможное многообразие ценностей и характерологические различия.
— Умение работать в команде: брать лидерскую инициативу в нужный момент; слушать и слышать своих коллег; чутко реагировать на эмоциональный климат в команде; делегировать и выполнять задачи.
— Умение выполнять задачи: проявлять адаптивность при необходимости освоить новые компетенции; организовать рабочий процесс; соотносить желаемый результат с фактическим, применяя тактические решения по ходу выполнения работы.
Многообразие «софтов» изначально может обескуражить. Ведь даже если поставить себе цель начать их активно развивать, то можно «потеряться» по пути, пытаясь развивать все и сразу. Вот если бы была какая-то интегративная характеристика, развивая которую можно было бы затрагивать как можно больше soft-skills…
Ура! Такая характеристика есть.
И называется она эмоциональный интеллект (EI — emotional intelligence).Что это такое?
Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Что включает в себя эмоциональный интеллект на практике?
Наиболее популярной считается модель, предложенная Дэниэлом Гоулманом, которую он описывает в своей одноименной книге:
- Самопознание — способность идентифицировать свои эмоции, свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности.
- Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции, сдерживать импульсы.
- Мотивация — способность стремиться к достижению цели ради факта её достижения.
- Эмпатия — способность учитывать чувства других людей при принятии решений, а также способность сопереживать другим людям.
- Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми, манипулировать людьми, подталкивать их в желаемом направлении.
То есть получается, что развивая собственный эмоциональный интеллект, можно напрямую и косвенно развивать многие составляющие soft-skills, повышая тем самым свою конкурентоспособность на рынке труда.
Но опять же мы сталкиваемся с тем, что EI, как и любая другая интегративная характеристика является слишком объемным, и главный вопрос «как его развивать?» остается открытым.
EI и благотворительность
И вот, наконец, мы добрались до самого интересного. До ответа на вопросы о том, как развивать EI и причем тут вообще благотворительность.
Безусловно, если бы была какая-то стандартизированная практика, позволяющая быстро развить эмоциональный интеллект во всем его многообразии существовала, то она бы в одночасье стала мега-популярной. Но, на сегодняшний день, мы владеем только пониманием того, что развитие EI — это долгий процесс работы с собой, основанной на внимательном отношении к себе и окружающим.
Но, что также немаловажно, мы уже владеем результатами коле-каких исследований, подтверждающих, что благотворительность и волонтерство — это одни из сильнейших катализаторов развития эмоционального интеллекта.
Ведь благотворительность — это сложный социальный процесс, чаще всего основанный именно на эмоциональном побуждении оказать кому-то поддержку. Ярче всего это убеждение можно проиллюстрировать с помощью примера развитии эмпатии (одного из 5 элементов EI по Гоулману).
Слово «эмпатия» пришло к нам из немецкого языка, изначальный смысл которого заключается в «проникновении» и «чуткости» . Немецкие приверженцы эстетической философии XIX века использовали его для описания, так называемого, процесса погружения в произведения искусства с последующим переживаний сильных эмоций. Сейчас этот термин намного чаще можно услышать уже из уст психологов и нейропсихологов, используемый для описания процесса «присоединения» к чувствам другого человека с дальнейшим сопереживанием им.
И, безусловно, эмпатия — это корень благотворительности, основанной на эмоциях. Вы видите проблему, за которой всегда стоит судьба человека (а то и многих людей), переносите на себя их эмоциональное состояние и не можете остаться в стороне. Готовность и открытость к оказанию помощи — это не ситуативная характеристика, это действительно личностная особенность, проявляющая себя и в других видах социального взаимодействия.
Мэттью Либерман в своей книге «Социальный вид» называет эмпатию венцом нашей (человечества) социальности, потому что она «сочетает в себе понимание внутреннего эмоционального мира окружающих и действий, полезных для них и укрепляющих наши отношения с ними».
Помимо эмпатии, благотворительность также позволяет развивать процессы самопознания, саморегуляции и социальные навыки, благодаря высокой эмоциональной насыщенности и активному взаимодействию с людьми.
Таким образом, люди, которые системно занимаются благотворительностью, имеют не только заведомо более высокий уровень эмоционального интеллекта, но и постоянно его совершенствуют.
Возвращаясь к теме конкурентоспособности на рынке труда, нужно отметить, что, конечно, её повышение редко является самоцелью оказания помощи. Мы знаем, что для наших доноров в центре всегда находится бескорыстное желание решить чью-то проблему. Но, в то же время, мы всегда рады, если благотворительность приносит какую-то пользу и тем, кто помощь оказывает. Пусть даже такую сложно измеримую, но точно ощущаемую.
Друзья, цикл статей «Простая благотворительность» — это наш шаг к тому, чтобы стать ещё прозрачнее и понятнее. Если у вас есть вопросы, на которые вы хотели бы получить такой ответ, — пишите нам. Мы обязательно всё расскажем. Если вам эта статья показалось интересной, делитесь ей с друзьями. Ведь чем больше людей узнают о работе фондов, тем больше людей смогут нам, фондам, доверять. И значит, мы сможем помочь ещё большему количеству тех, кто в этом нуждается.
Интересные книги по теме: