Фильмы, снятые итальянским режиссером Серджио Леоне делятся на ранние работы и две трилогии: “Долларовую” и “Эпическую”. Ранние работы (“Последние дни Помпеи” и “Колосс Родосский”) не имеют отношения к вестернам. В первой трилогии все киноленты вестерны, в второй – две из трёх.
“Долларовая трилогия”
“За пригоршню долларов” (A Fistful of Dollars)
1964
Сценарий: Серджио Леоне/Дуччо Тессари
Оператор: Джек Далмас
Музыка: Эннио Морриконе
Совместное производство Jolly (Италия), Constantin (Германия), Ocean (Испания)
Фильм создал ажиотаж вокруг итальянских вестернов, фактически породив моду на них. Не столь гармоничен и хорош, как последующие вестерны режиссера, но стал основным образцом, которому следовали итальянские кинематографисты при создании фильмов этого жанра.
Фабула заимствована из “Телохранителя” Акиры Куросавы. Это было доказано в суде и привело к серьёзным финансовым потерям продюсеров киноленты.
Изначально на фильм не возлагалось больших надежд из-за провала предыдущего опуса Леоне “Колосс Родосский”. Однако необычная стилистика и запоминающийся Человек без имени (Клинт Иствуд) сделали фильм одним из рекордсменов по сборам. Это позволило Леоне снять следующий вестерн.
Читайте статью С. Железнова о том, как снимали "За пригоршню долларов".
“На несколько долларов больше” (Few Dollars More)
1965
Сценарий: Лучано Винченцони/Серджио Леоне/Фульвио Морселья
Оператор: Джек Далмас
Музыка: Эннио Морриконе
Совместное производство Pea (Италия), Constantin (Германия), Gonzales (Испания)
Многими критиками считается лучшим образцом классического “спагетти-вестерна”. Фабула строится вокруг взаимоотношений двух охотников за головами, преследующими одну и ту же банду. Потрясающая актерская игра Клинта Иствуда и Ли ван Клифа дополняет изобретательность сюжетных ходов.
Фильм явился стартовой площадкой для многих будущих звезд итальянских вестернов, включая Ли ван Клифа и Питера Ли Лоуренса.
Читайте статью С. Железнова о том, как снимали "На несколько долларов больше".
“Хороший, плохой, злой” (Good, Bad, Ugly)
1966
Сценарий: Серджио Леоне/Аджи-Скарпелли/Лучано Винченцони
Оператор: Тонино Делли Колли
Музыка: Эннио Морриконе
Производство Produzioni Europee (Италия)
Масштабный фильм, предтеча лент “Эпической трилогии” Леоне, действие которого происходит во время Гражданской войны в США. Многими считается самым культовым из “спагетти-вестернов”.
В этой киноленте персонаж Клинта Иствуда потерял былое очарование, на передний план выдвинулся запоминающийся негодяй в исполнении Ли ван Клифа. Это привело к разрыву Клинта Иствуда, посчитавшего, что ему стало нечего играть, с итальянским кинематографом. По сюжету, они и еще один забавный искатель приключений (Эли Уоллах), втроем, охотятся за золотом, похищенным у армии США.
Фильм обеспечил Леоне международное признание и сделал его ведущим специалистом по вестернам в мире.
Читайте статью С. Железнова о том, как снимали "Хороший, плохой, злой".
“Эпическая трилогия”
“Однажды на Диком Западе” (Once Upon a Time in the West)
1968
Сценарий: Бернардо Бертолуччи/Дарио Ардженто/Серджио Донати/Серджио Леоне
Оператор: Тонино Делли Колли
Музыка: Эннио Морриконе
Производство Rafran/Euro International (Италия)
Самый грандиозный фильм Леоне, который критики считают вершиной развития “спагетти-вестернов”. Выделяется эпохальной темой строительства железной дороги, которая стремительно хоронит старый Запад. Финал фильма считается одной из классических сцен в вестернах всех времен и народов.
Кинолента отличается обилием знаменитых актёров, в том числе и голливудских. Генри Фонда, Клаудиа Кардинале, Чарльз Бронсон, Джейсон Робардс, Джек Элам исполнили в фильме заметные роли.
“Пригнись, придурок” (Duck You Sucker)
1971
Сценарий: Серджио Леоне/Лучано Винченцони/Серджио Донати
Оператор: Джузеппе Риццолини
Музыка: Эннио Морриконе
Производство Rafran/San Marco (Италия)
Самый неудачный вестерн Леоне, взявший плохой старт из-за странного названия. Название быстро поменяли на “За пригоршню динамита”, но ущерб кассе уже был нанесён. Кроме того, в фильме невыразительный незапоминающийся антагонист. А исполнитель главной роли Джеймс Коберн не сумел достойно изобразить ирландский акцент, что вызвало реакцию отторжения у англоязычной публики.
Изначально Леоне хотел быть только художественным руководителем постановки, наняв в качестве режиссера Джанкарло Санти. Но исполнители гл. ролей Коберн и Стайгер отказались сниматься, заявив, что согласились на участие в фильме Леоне, а не другого режиссера. Пришлось пойти им на встречу.
В отличие от остальных вестернов Леоне, действие происходит в революционной Мексике и сюжет имеет политический оттенок. История вращается вокруг профессионального террориста и мексиканского простолюдина становящихся героями революции. В фильме очень много взрывчатки и взрывов, постановкой которых занимался признанный итальянский специалист по спецэффектам и режиссер Антонио Маргерити.
Последний фильм “Эпической трилогии” является гангстерской сагой “Однажды в Америке”.
(с) Свен Железнов
Читайте также:
Тайна рождения спагетти-вестерна
Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 1)
Спагетти-вестерны Ли Ван Клифа (часть 2)
Все вестерны Серджио Соллима
Все вестерны Серджио Корбуччи
Все вестерны Дуччо Тессари