Найти в Дзене
Мартынов Павел

Царь йогов Тибета и китайский парламент

Все, кто хоть немного слышал о китайских новостях, наверняка знают, что в Пекине в эти дни открываются заседания "двух сессий" - сначала Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК), а затем - Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП).

ВСНП ещё сравнивают с Верховным Советом - делегаты не сидят в парламенте практически постоянно как, например. в российской Госдуме, а собираются ненадолго раз в год. Только часть из них составляет Постоянный Комитет. По идее именно ВСНП представляет высший орган государственной власти в КНР. Решения, конечно, принимаются не государственными, а партийными органами, но по идее ничего из того что придумано в недрах КПК не может вступить в законную силу без одобрения народными представителями. А уж правительство - Госсовет - только исполняет то, что придумала партия и одобрило ВСНП.

Зал проведения сессии ВСНП ent.sina.com.cn
Зал проведения сессии ВСНП ent.sina.com.cn

Эту систему часто критикуют, мол делегатов в ВСНП специально набирают таких, которые не могут проголосовать против и, в общем, они неизменно одобряют вообще все решения Компартии. Но, как по мне, и в России парламент и правительство не могут сделать ровно ничего противоречащего позиции администрации президента. А в 1993-м когда Верховный Совет задумал сместить президента, его взяли да и расстреляли на всякий случай из танков. В Китае как бы то ни было люди с мест реально собираются, слушают отчёты партийцев и и планы, по процедуре вполне могут потребовать ответа или против проголосовать. Как на самом деле голосуют и почему - это уж другой вопрос.

" Но это всё ВСНП, а что же НПКСК" - спросите вы? Чем он занимается, и почему заседает первым?

Эмблема "двух сессий" www.wjw.cn
Эмблема "двух сессий" www.wjw.cn

Народный политический консультативный совет Китая образовался раньше - это своего рода, Учредительное собрание от представителей всех политических сил (ну, тех которые были сколь-нибудь легальными при коммунистах на 1949-й год). НПКСК постановило учредить Китайскую Народную Республику, её программа стала временной конституцией и пока не была принята постоянная в 1954 г., именно эта структура выполняла роль парламента. А сейчас в её составе работают подразделения, ответственные так сказать за "исторический Китай" - отделы по сотрудничеству с некоммунистическими партиями, Тайванем, диаспорами за рубежом.

Первое заседание НПКСК. Ещё виден старый герб, портрет Сунь тсена и нет флага с пятью звёздами kingdigitalhk.com
Первое заседание НПКСК. Ещё виден старый герб, портрет Сунь тсена и нет флага с пятью звёздами kingdigitalhk.com

С пятидесятых годов В своё время рассказать о программе НПКСК во Лхасу отправился из Кхама Пятый Гэда Ринпоче, но к несчастью погиб по дороге.

В том переломном 1954 г. в Пекине присутствовало почти всё высшее ламаистское духовенство - Далай-лама и Панчен-лама от крупнейшей школы Гелугпа, а также высочайший лама линии Кагью Шестнадцатый Кармапа Ранджунг Ригпе Дордже, которого также называют Царём йогов Тибета. Гелугпинские ламы работали в составе ВСНП (Далай-лама даже был избран зампредом Постоянного комитета), а Кармапа являлся делегатом НПКСК. О его деятельности на этом посту известно немного, но тогда он в Пекине прожил довольно долго - несколько месяцев.

Раскрашенное фото Кармапы у ворот Запретного города почти неизвестно на Западе, но до сих пор очень популярно в Кхаме.

-4

И вот на ФБ китаист Владислав Грозный прислал общее фото делегатов НПКСК с сессии 1954-го года. Можно попробовать найти среди них и Кармапу. Мне кажется, что он в выделенном фрагменте первый справа в переднем ряду. Во всяком случае осанкой и одеждою похож, а дальше уж и не разглядеть - больно много народу в кадре.

Земной поклон за фотографию Владиславу Грозному
Земной поклон за фотографию Владиславу Грозному

Между местным правительством во Лхасе и Пекином тогда действовало соглашение из Семнадцати пунктов. Тибетцы по первому пункту обязались не контактировать с "империалистическими силами" и признать над собою верховную власть КНР, а коммунисты со своей стороны обещали сохранять автономию, полномочия лам и не перераспределять землю подобно тому как делали это в ханьских районах. И, как можно заметить, тибетское руководство привлекали к участию в таких делах как разработка новой Конституции.

Другое дело, что складывалось всё не очень. И в итоге не сложилось. Коммунисты обвиняют в случившемся верхушку тибетской аристократии, которая таки вступила в сговор с империалистами, получала оружие от американцев и в итоге начала вооружённое восстание. И Далай-лама вместо того, чтоб на очередную сессию в Пекин ехать, в Индию убежал. Таким образом, был нарушен самый первый пункт соглашений, а значит и остальные шестнадцать более не имеют смысла.

С другой стороны отвечают, мол вина за срыв договорённостей лежит на китайцах. Они мол хоть действительно не спешили с переделом земель и распространением на Тибет пятилетних планов, построили дороги, разрушившие прежнюю систему торговли. И криво поделили границы, отрезав от нагорья часть земель в пользу соседних китайских провинций. Ну и заодно к эксплуататорам уничтожили/заставили бежать/похватали в тюрьмы немало людей, которые к эксплуатации вообще не были причастны - простых скотоводов и крестьян.

Я, в общем, в какой-то степени согласен с обеими точками зрения. Как историк знаю, что в любом конфликте всегда участвуют две стороны и практически никогда не бывало так, чтобы кто-то один всецело прав, а другой - кругом виноват. Ну и как буддист - ежедневно повторяю одну из мыслей, направляющих ум на путь к освобождению и просветлению. А именно - наши прошлые дела слова и мысли сформировали наш нынешний мир, и сейчас мы засеваем семена своего будущего.

Так что ситуация возникла не вдруг. А уж о том как семена засевались - тоже постоянно умаю и кое-что пишу в этот блог. Так что если хотите ознакомиться, а то и подискутирвать - милости прошу.

Как Хрущёв Далай-ламу погубить хотел

Как Гэда Ринпоче за Тибет жизнь отдал

Карма Норбу - великий йогин Тибета

Дорога в Тибет и чехословацкая документалка про неё

Далай-лама и жестокость в Старом Тибете