Автор Ирина Жигмунд
Есть кинокартины, которые тебя не отпускают. Проходит время, а нет-нет и вспомнятся какие-то сцены, фразы, образы… Фильм «Бессмертная возлюбленная» как раз из их числа.
Главный герой фильма - Людвиг ван Бетховен.
Клип на тему "Оды к радости" в фильме.
Характер композитора представляется таким же эмоциональным, как и его музыка, страстным и неуравновешенным. Британский актер Гэри Олдман прекрасно подошел на эту роль.
Фильм снимался при поддержке чешских кинематографистов, «в роли» Австрии была задействована Злата Прага и чешские замки, а художником-постановщиком стал извеcтный чешский мастер сценографии Иржи Хлупи.
За основу этой кинематографической истории был взят реальный факт - после смерти Бетховена нашли нежное, очень личное письмо, которое не имело конкретного адресата, а только подпись: «моей бессмертной возлюбленной». Ученые до сих пор строят версии, кого же так поэтично назвал великий композитор. Режиссер (он же и автор сценария) Bernard Rose предложил свою версию.
В фильме секретарь Бетховена Шиндлер ведет свое расследование и посещает тех дам, об отношениях Бетховена с которыми он знал, с целью выяснить, кто же та самая «бессмертная возлюбленная». Художник по костюмам Маурицио Милленотти помогает нам раскрыть характеры этих женщин.
Милленотти - художник по костюмам с мировым именем. Он был номинирован на Оскар за костюмы к фильмам Дзеффирелли «Отелло» в 1987 году и «Гамлет» в 1990 году, работал с такими знаменитыми режиссерами, как Ф. Феллини «И корабль плывет» (1983), П. Гринуэйем «Живот архитектора», (1987).
Сразу скажу, платья героинь из этого фильма не слишком похожи на полюбившиеся нам платьица из светлого муслина британской экранизации «Гордости и предубеждения» 1995 года. Во-первых, это только нам кажется, что мода времен ампира (регентства) была однообразной на протяжении 20-ти лет. На самом деле, она менялась каждую неделю. К тому же, каждая страна старалась поддерживать собственную экономику: например, Британия вводила моду на хлопок и шерсть, Франция – на шелк и кружева, Италия – на бархат и шелк.
Собственно, в фильме есть три героини.
Первая – жена брата Бетховена.
1. "Простолюдинка"
Она небогата, незнатна, ничем особенным не выделяется из толпы австрийских горожанок той поры. И все ее платья этому соответствуют, их гамма монохромна, ткани и их рисунки просты. Скромный вырез горловины, на голове чепец, словом, обыкновенная домохозяйка.
2. "Гимн молодости"
Вторая героиня фильма, это возлюбленная Бетховена, графиня Джульетта Гуиччарди.
Джульетте было 17, когда она в 1801 году стала ученицей Бетховена.
Композитор был влюблен в Джульетту и посвятил ей «Лунную сонату».
Мне очень нравятся эти «музыкальные клипы», вплетенные в канву фильма. Кстати, хотя для наложения звука в фильме использовали игру Бетховена на фортепиано в исполнении Murray Perahia, а не Гэри Олдмана, актер все-равно практиковался по пять часов в день, для того, чтобы его движения совпали с записанной музыкой. И я думаю, что это ему помогло лучше вжиться в образ. По крайней мере критики (и я тоже) считают эту роль одной из лучших в его актерской карьере.
Джульетта совершенно другая по стилю. Милленотти сделал ее легкокрылой психеей.
Платья ее, из ярких, легких шелков, переливаются, развеваются, подчеркивая молодость и веселый нрав героини. Она итальянка, и гамма ее костюмов напоминает мне ренессансные фрески.
Изящно скроенные, они превращают Джульетту в девушку–стрекозу.
Есть в Джульетте что-то и от скульптур Антонио Кановы, созданных в древнеримском стиле. Неоклассицизм тогда был невероятно популярен. Есть версия, что эта мода появилась благодаря походу Наполеона в Италию. Так что, итальянке Джульетте это только плюсик к образу.
Милленотти специально подчеркнул нарядами и украшениями статус Джульетты - богатой итальянской аристократки - ведь именно из-за социальных различий отец запретил ей выходить замуж за Бетховена.
3. "Драма"
Третья героиня этого расследования - графиня Анна Мария Эрдоди (А. М. Erdody) в исполнении Изабеллы Росселини.
Анна Мария была женой венгерского графа Петра Эрдоди. Бетховен часто посещал усадьбу семьи, которая находилась недалеко от Вены, в Jedlersee, был близок с графиней и даже посвятил ей «Трио для фортепиано, скрипки и виолончели op. 70» и «opus 102» (две сонаты).
Она обожала музыку, играла на разных музыкальных инструментах.
Гамма платьев у Анны Марии достаточно темная, много траурных лиловых, черных, сливовых оттенков.
Графиня пережила личную трагедию - на ее глазах погиб ее маленький сын.
Еще в ее костюмах есть некий намек на национальную венгерскую одежду, элементы которой часто использовались венгерской аристократией для дизайна своих повседневных и вечерних нарядов. По крайней мере, я так объясняю ее цветочные орнаменты на платьях.
Ее костюм, при встрече с Шиндлером, имеет определенно этнические корни.
В свое время этот фильм еще был известен благодаря роману, вспыхнувшему на съемочной площадке между Гэри Олдманом и Изабеллой Росселини.
К сожалению, пристрастие актера к алкоголю разрушило эти отношения.